Графический дизайн, в своем становлении, прошел большой путь от ручного рисования на бумаге к использованию современных компьютерных технологий, позволивших дизайнерам открыть все грани своего творчества и дающих всевозможные вариации для реализации своих творческих идей и замыслов.
Уже нет надобности объяснять роль и значение информационного и компьютерного дизайна в современном обществе. Любая сфера дизайна не обходится без применения технических и компьютерных средств, давно облегчивших рутинную работу дизайнеров, доведя до упрощения многочисленные операции с моделированием объектов, обеспечив удобным поиском бесчисленных вариативных решений эскизного образа, который можно бесконечно изменять, трансформировать по графике, форме, цвету, композиционному расположению, что сложно сделать с помощью традиционных изобразительных средств выразительности в ручной графике, а также значительно повысив эстетический уровень презентабельности дизайн-проектов, где наряду с плоскостной наглядностью, широко используется 3D-графика, анимация, звуко- и видеосопровождение.
Развитие в дизайне, как и любое развитие в природе или в обществе, – циклично. И каждый новый виток в эволюции визуальной графики в графическом дизайне продиктован новым уникальным ее решением, дерзким подходом к ее интерпретации, наделяя ее новой эстетикой и смыслом. Каждый год нам диктуются тренды и тенденции в графическом дизайне – в логотипах, шрифтах, паттернах, орнаментах, цветовых комбинациях и пр., в том числе и самой графике (рисунку, иллюстрации), т.к. графика и дизайн находятся в одной плоскости – плоскости визуального оформления, где такое сосуществование находит выражение в деятельности, которая носит название графический дизайн.
Графический дизайн – это особая дисциплина, формирующая среду визуальной коммуникации, и, вследствие этого, эстетику и культуру окружающей действительности. Графический дизайн – это способ донести до общества какую-либо информацию, идею, через образы, изображения, опираясь на средства графики и уникальный визуальный язык. Специальность графического дизайнера предполагает, в большинстве своем, разработку визуальных концепций и их воплощение с помощью иллюстраций, фотомонтажа, обработки, векторной и растровой графики на основе использования компьютерных технологий.
Стремительный переход к цифровизации и компьютеризации постепенно вытеснили печатную графику, а вместе с ней аутентичную «ручную» графику из визуального обихода пользователей, предложив им аналоговые цифровые продукты, более удобные в использовании, динамичные и с большим охватом аудитории. Таким образом, стремительно развивающиеся технические и компьютерные технологии ускорили переход графического дизайна от ручного эскизирования в плоскости бумажного листа до проецирования с помощью компьютерных программ, совершив настоящий революционный бум в художественно-проектной деятельности.
Такие инновации в графическом дизайне повлияли на становление новых направлений в этой сфере, а, следовательно, и на формирование новых специализаций самих графических дизайнеров. Этот переход обусловил не только изменение дизайнерского инструментария – радикально изменилось мышление, как самих дизайнеров, так и пользователей их разработок.
Широкое применение компьютерных технологий (компьютерной графики) в начале 1990-х открыли перед графическими дизайнерами широкие возможности по созданию и обработки векторных и растровых изображений, типографики, 3D-графики и анимации, но в то же время обострили проблему уникальности дизайнерского продукта.
Новый этап в формировании нового визуального языка современности позволил дизайнерам «играть» со слоями, текстурами, градиентами, бликами, контурами, тенями, трансформациями, и другими, недоступными ранее или трудно достижимыми эффектами, а также создавать реалистичное изображение, техническую графику и пр., постепенно подводя, получив широкое распространение, компьютерное (оцифрованное) изображение к эталону массового искусства. И, наоборот, вытеснив ручное исполнение изображения, тем самым приравняв его к элитарному искусству. Это обусловлено еще тем, что с появлением компьютера владение академическими навыками рисования для дизайнера стало необязательным. Компьютерная графика имеет свой специфический способ создания и отображения рисунка и владение графическими редакторами стало доступно многим.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий в сферу графического дизайна, и практически во все сферы человеческой деятельности, позволили удовлетворить эстетические и утилитарные потребности человека, пропагандировать комфортную и благоустроенную жизнь, которая легко трансформируется и меняет уклон под давлением социальных тенденций. Постепенно в сфере графического дизайна наблюдается некоторое насыщение цифровой информацией. Стало очевидным, что эйфория от использования повсеместно компьютерной графики уже прошла, уступив место взвешенному подходу к выбору проектного инструментария дизайнером.
В мире потребления дизайн стоит на одной ступени с содержанием. Потребитель становится все более разборчивым, требующим новшеств, что заставляет дизайнера искать все более интересные и уникальные формы визуального языка. Так, например, авторы книги Ш. и П. Филь «Графический дизайн XXI века» подчеркивают важность поиска эффективных средств передачи информации в современных условиях: «мы устали от однообразия большинства визуальных сообщений, диктуемых рынком.
Сегодня наше внимание достанется тому, кто действительно заставит нас задуматься или вызовет улыбку». Мир графического дизайна – это постоянно меняющийся ландшафт. Здесь можно придумать множество стилей, направлений, трендов, которые могут замещать друг друга год за годом или перетекать в устойчивую тенденцию.
Каждый год ознаменован новым стилем, трендом в различных аспектах жизни и деятельности человека: в мире моды, дизайне, технологичных вещах (гаджетах и дейвайсах), маркетинге, интернете, науке и пр., в том числе, конечно, и в графическом дизайне. На становление трендов могут влиять значимые события в мире, развитие технологического процесса и т. д. Тренды цикличны; в силу того, что общество непостоянно и, пресытившись чем-либо, оно начинает хотеть противоположного, способствуя постепенному его видоизменению (по композиции, форме, цвету и пр.).
Еще одной особенностью является повторение стилистики ушедших эпох. Дизайн безоглядно перемещается в сторону цифрового (диджитал) искусства. Несомненно, главный тренд дизайна – цифровой дизайн. Он включает в себя множество направлений: плоский и объемный дизайн, пиксельный, векторный, изометрический, геометрический, полигональный, контурный, 3D и анимационный, инфографика, симбиоз нескольких стилей и пр., но объединяет их одно – это дизайн, созданный в компьютерных графических редакторах.
Противоположностью – контртрендом – является ручная работа, выполненная с использованием традиционных материалов (изобразительных и средств графики), в виде акварельных иллюстраций, каллиграфии, леттеринга, коллажа и, непосредственно, графики. Но, стоит понимать, что ручное исполнение изображения тоже претерпевает некоторые изменения и должно также соответствовать новым реалиям современного общества.
В современном дизайне чаще используется, конечно же, цифровой дизайн, который может быть выражен в чистом виде, построенный исключительно на средствах компьютерной графики. Но, графические дизайнеры стараются не ограничивать себя одним направлением и часто используют в проектной и творческой деятельности цифровые и аналоговые (традиционные) изображения. Таким образом, стала уже тенденцией в последние годы, отсылка к рисунку «от руки».
Графический дизайн – это создание, выбор и использование различных элементов, таких как цвет, фотографии, шрифт и, конечно же, сам рисунок, с помощью которых мы получаем информацию. Интерес к симбиозу возможностей современных компьютерных технологий с традиционными художественными средствами и приемами открывает новые пути для создания современных дизайн-разработок в области графического проектирования.
Одним из проявлений этой тенденции стало понимание ценности ручного труда и дизайнерского продукта, такого, что несет отпечаток уникальности «hand made». Использование в визуальном оформлении дизайн-объектов нарочито подчеркнутых рукотворных эффектов, заливок, фактур, различных графических и живописных элементов стало признаком высокопрофессионального и адресного подхода к дизайн-проекту. Применение средств и приемов ручного исполнения изображения представляет большой интерес для современного графического дизайна с точки зрения осознанного отбора эффективных средств воздействия на потребителя в условиях перенасыщенного визуального пространства цифровыми изображениями.
Какой бы совершенной и фотореалистичной не была бы компьютерная графика, она все равно проигрывает ручному эскизу. Именно поэтому основное преимущество рисунка – его уникальность, так как многие детали, отрисованные от руки, невозможно произвести с помощью цифровых технологий.
Нешаблонные и эмоционально окрашенные решения, какие предлагает графическим дизайнерам ручное эскизирование, способны привлечь внимание даже самого требовательного потребителя, что может быть эффективным с точки зрения выполнения коммуникативной функции. Тренд ручной графики в дизайне привлекает многих производителей и все чаще используется для создания уникального бренда.
В эпоху цифровых технологий, рынок коммерческого дизайна стимулирует профессиональных дизайнеров-графиков к использованию большего количества смешанных технологий (ручных и компьютерных). Уникальная графика востребована сегодня в журнальной и коммерческой иллюстрации, плакатах, авторском текстиле и т.д.
Рисованный аутентичный дизайн создает определённое настроение, он считается более подлинным, настоящим, т.к. исходит напрямую от человека и, соответственно, вызывает эмоции у потребителя. Каждый рисунок имеет уникальный внешний вид и свою атмосферу, а ведь создание неповторимого визуального облика – это важнейшая часть стратегии для каждого бренда.
Иллюстрации «от руки» имеют свою характерную особенность. Это прием рисования не требует точности линий, можно использовать тонкие и грубые штрихи, неровности, так картинка получится более «живой» и естественной. Уникальность ручного изображения еще в том, что автор может самостоятельно регулировать многомерность линии, создавать сложные многоплановые иллюстрации, или максимально упрощенные, схематичные рисунки, чтобы лучше донести информацию и смысл сообщения.
Каждый графический дизайнер стремится к формированию собственного уникального визуального языка, поиску методов творческого графического моделирования, авторского стиля, которые невозможно передать в цифровом виде. Рисованный дизайн как раз и показывает, что за ним стоят реальные люди, реальный художник, который вложил в дизайн свой опыт, талант, свое оригинальное мироощущение. Таким образом создается эмоциональная вовлеченность и укрепляется доверие потребителя к дизайн-продукту.
Рисованный «от руки» дизайн, как один из вариантов визуального оформления, универсален и актуален для многих отраслей графического дизайна: плакатная продукция, дизайн упаковки и этикеток, дизайн полиграфических изданий, дизайн рекламы, фирменный стиль, веб-дизайн. Так, например, в визуальном стиле многих компаний можно увидеть акварельные иллюстрации, штриховые изображения, похожие на старинные гравюры, иллюстрации, имитирующие наивные детские рисунки, композиции на основе каллиграфии и др.
В связи с потребностью такой формы визуальной коммуникации, выделяются наиболее востребованные тренды в ручной технике исполнения изображения. Например, одним из вариантов ручной подачи изображения в дизайне печатной продукции распространена акварельная техника, которая может быть выполнена в виде красочной фоновой заливки или быть изображением, например, цветочных мотивов.
Акварельные мазки, из которых складываются буквенные знаки, превращающиеся в шрифтовые композиции, – излюбленный прием графических дизайнеров в современной типографике. Эффект ручной подписи незримо создает ощущение человечности в дизайне, что невозможно визуально передать цифровыми шрифтами, делающими иллюстрацию сухой и формальной.
Большое преимущество тренда в том, что он добавляет энергии и движения к статическим макетам. Диапазон мазков может быть вариативен: от небрежных линий до брызг, от каллиграфического шрифта до живописных и даже детских набросков. Черные, серые и цветные акварельные мазки, будто нарисованные вручную, помогут добавить в проект человеческого характера и души. Одним из проявлений рукотворности в современном графическом дизайне является возвращение интереса к леттерингу, то есть ручному рисованию отдельных букв и шрифтовых надписей.
Мода на такой способ выполнения шрифтовых композиций актуальна и популярна в настоящее время и используется для разработки логотипов, шрифтовых плакатов. Леттеринг всегда содержит в себе эмоцию, т.к. шрифт – это носитель информации, и, исходя из того, каким шрифтовым стилем выполнено написание слова, оно будет нести разную эмоциональную окраску. Характером написания букв можно передать важность, агрессию, динамику, легкость, уют, доброжелательность, игривость и пр., что и обуславливает популярность леттеринга.
Очень актуален и популярен данный вид искусства в настоящее время на меловых досках, которые украшают интерьеры кафе, ресторанов, пекарен. Современные тенденции в обществе диктует мода и технологический прогресс. Как говорилось ранее, в дизайне характерно обращение к стилистике трендов прошлых лет. Но, как правило, их возвращение всегда обусловлено новым художественным прочтением.
Стремительное развитие компьютерной техники предлагает все больше вариантов графического отображения изображений. Одним из популярных и востребованных видов технических устройств для графических дизайнеров на сегодняшнее время является графический планшет или дигитайзер, позволяющий выполнять рисунок или чертеж прямо на экране при помощи специального стилуса или пера. Кроме того, графический планшет позволяет быстро перенести рисунок, выполненный от руки, в цифровой вид. Так, аналогом ручной графики, в современном прочтении, являются цифровые иллюстрации «от руки», имеющие сходство с традиционным рисованием и предоставляющие дизайнерам широкие выразительные возможности в художественном творчестве.
Рисование на графическом планшете позволяет делать плавные переходы и контуры, сложный фон и пр., что позволяет максимально приблизиться к реальному рисованию. Творческий диапазон графических методов моделирования дизайнером вариативен и разнообразен и может ограничиваться только его воображением и фантазией.
Экспериментальные и смелые вариации с ручной графикой в дополнении с различными методами графической трансформации и стилями могут выражаться в абсолютно инновационных и неожиданных решениях. Так, например, широкие художественные и композиционные возможности дают сочетание ручного рисунка с фотографическими изображениями, где фотография сопровождается некоторым «дорисовыванием» вручную.
Стиль «дудлинг» (спонтанное рисование) поможет дизайнеру сделать визуальное обращение более неформальным, персонализированным. Сочетать фотоизображение с рисованными иллюстрациями можно в любых вариациях, например, заменяя часть кадра или взаимодействуя с ним. Одним из графических методов взаимодействия с ручной графикой может быть исполнение ее в различных стилях.
Возвращаясь к модным тенденциям в цвете и графике прошлых лет, можно придать визуальному сообщению налет винтажности или отсылку к определенной эпохе, но в современной интерпретации. Подводя итог, можно отметить, что современный графический дизайн, пройдя очередной виток своего технически и графически усовершенствованного развития, демонстрирует периодически возврат к средствам художественной выразительности, актуальных в докомпьютерной эпохе.
Многочисленные работы графических дизайнеров, выполненных в манере ручного эскизирования, которые можно увидеть на просторах интернета, демонстрируют эффективность использование приемов рисования «от руки» в создании изобразительных и шрифтовых составляющих дизайн-проектов. В сочетании с компьютерной обработкой и качественной типографикой – это позволяет создать не просто качественный, профессиональный, а эмоционально выразительный, уникальный дизайнерский продукт современного графического дизайна.
Опираясь на инновационные технологические и компьютерные достижения и традиционные изобразительные средства и средства графики, дизайнеры-графики предлагают функциональные и высокохудожественные дизайн-решения, в частности такие, которые направлены на поиски средств выразительности для социально-ориентированного дизайна.