В современном информационно насыщенном мире важна возможность самостоятельного выбора, адаптации среды (в том числе и виртуальной) к предпочтениям самого человека. Не менее существенна и визуализация его взаимодействия с системой получения информации, а также мобильность и скорость этой системы.
Информация представляет собой текст, который начинает двигаться в результате воздействия на него пользователя. Определение типографики когда-то сформулировал В. Кричевский. По его словам, это «…графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати».
Развитие цифровых технологий вносит изменения в типографику, даёт ей возможность приобретать новые формы (кинетическая интерактивная типографика). Можно сказать, что типографика имеет две составляющие: искусство композиции и целостного восприятия набранного материала на листе (либо на электронном носителе), а также структурирование и соотнесение отдельных элементов набора (выносные элементы, колонки, иллюстрации и т.д.) в одно целое. Особенность нынешней типографики — в ёё возможности существовать на разных носителях, преобладание анимированной, экранной вёрстки над традиционной печатью на бумаге.
Для подачи текста уже недостаточно ясности и удобочитаемости. Дизайнеры стараются добиться большей выразительности в своих проектах. Доступ к информации становится разнообразнее. Можно сказать, что одна из основных задач для типографики сейчас — останавливать и привлекать внимание потребителя. Шрифт является основой дизайна любого продукта, предназначенного для чтения и получения информации.
Шрифт структурирует визуальный язык, в то время как типографика создает связь и характер изображения. Внедрение интерактивных средств в окружающую нас действительность в последние годы приобрело массовый характер. Суть этого явления сводится к взаимодействию человека и видов графической информации с помощью компьютерных технологий. Типографика в данном контексте трансформировалась в качественно новую мобильную форму набранного текста.
При этом интерактивный дизайн – это не какая-либо форма или структура, а нечто более эфемерное. Это, скорее, объяснение «почему» и «когда», а не «что» и «как». Главная его задача — это завладеть вниманием зрителя и заставить его соучаствовать посредством определенных действий. Ведь без движения нет взаимодействия, соответственно, нет интерактивности как таковой. К примеру, при создании современной экспозиции музея часто прибегают к использованию интерактивного дизайна как дополнительного инструмента коммуникации музея с его гостями.
Для выставок создают вспомогательную интерактивную инфографику, ключевым элементом которой выступает кинетическая типографика, включающая в себя движущийся текст по заданной траектории. Блоки с текстом и его отдельные символы могут показывать информацию через перемещение в пространстве экрана, увеличение и уменьшение в размере, преобразование и т.д. К примеру, динамику развития и роста нагляднее демонстрирует представленный визуальный прием, нежели обычные графики и диаграммы.
Но, в таком случае, перед дизайнерами возникает задача учитывать оптимальное время задержки текста с данными, чтобы человек успел его прочитать. Стоит добавить, что благодаря такой типографике, а именно связи текстовой информации и кинетики, материал экспозиции музея в интерактивной форме может стать увлекательнее, удобнее для восприятия зрителя.
Компьютерные технологии выводят типографику на новый уровень управления вниманием пользователя, одновременно усложняя организацию пространства и работу в новых условиях. Все принципы и правила, выработанные более чем за полувековую историю существования печатного текста, остаются применимы и для его виртуального формата. Возможно совмещение в рамках одной страницы разных видов воспроизведения информации — статичной, интерактивной, аудио и видео.
Посредством интерактивного дизайна предоставляются услуги, прежде всего, информационные. Поэтому типографика должна следовать правилам хорошего рассказа, в котором есть четко определенное начало, середина и конец. Движение шрифта в сотворенном интерактивным дизайном пространстве способно рассказать историю и создать образ.
Дизайнеры объясняют понятия минимальными шрифтовыми средствами, используя метафоры и сравнения. Интерактивная типографика превращает пассивного читателя в активного пользователя. Ведь современный человек является не только потребляющим, но и создающим информацию. «В качестве основного достоинства интерактивной среды можно указать возможность сочетания в одном пространстве двух разных систем подачи информации — статической текстовой и динамической аудиовизуальной, благодаря чему реализуется комплексный подход к раскрытию любой темы».
Типографика привносит в интерактивную среду интересные визуальные эффекты, манипулируя вниманием зрителей, также она несет в себе дополнительную информацию, которая не проявляется в неподвижном изображении. В интерактивном, как и в графическом дизайне учитываются визуальные характеристики букв: открытость и замкнутость форм, ритм, фактура, статика и динамика, острота и округлость. За счет интерактивного дизайна создается виртуальная встреча сообщения и действия.
Применяя законы типографики, можно увеличить эмоциональную вовлеченность пользователя. К примеру, интересный тест провели немецкие исследователи из университета им. Гумбольдта. Показывали испытуемым слова в разных размерах с негативной, нейтральной, позитивной оценкой и замеряли активность мозга. И вот что получилось: когда шрифт маленький — эмоционального вовлечения нет, но чем больше становится шрифт, тем оно активнее, продолжительнее во времени.
Способы, которые могут быть применены, а также включены в создание интересной, динамичной и эффективной типографики в интерактивной среде, могут быть следующими:
- соединение типографики и фотографии;
- модификация формы шрифта с помощью 3D графики;
- шрифтовая анимация, комбинированная со звуковыми эффектами;
- использование анимированных типографических композиций при отсутствии других видов изображений;
- анимация отдельных символов в тексте для создания определенного действия, настроения или чувства;
- эксперименты с различными материалами, которыми можно создавать анимированные шрифты.
Используя типографику в качестве главного или второстепенного объекта в интерактивном дизайн-проекте, необходимо ограничить набор шрифтов, проверить правильность их отображения на электронных носителях. Приемлемым считается наличие двух шрифтов: один — художественный, выразительный для коротких заголовков, второй — более простой для основного текста.
Это дает возможность пользователям сконцентрировать своё внимание на общем дизайне и не напрягать зрение. Выбирая шрифты для интерактивного дизайна, стоит предпочесть те, которые подходят для нескольких размеров и веса, а также имеют легко различимые буквы, чтобы сохранить читаемость и удобство в каждом размере.
При этом рекомендуется избегать популярных шрифтов и серьезных serif шрифтов в сочетании с игривыми sans serif, или — декоративных serif — с выдержанными sans serif. Таким образом, выполнение таких рекомендаций позволит задать общий тон интерактивному материалу и предоставит ему немалое преимущество перед иными аналогичными проектами.