Ташизм (от французского термина, переводимого как «пятно», «грязь») – течение абстрактного искусства, распространившееся в странах Западной Европы и США в 1950 х гг.

Другое название этого течения – абстрактный экспрессионизм. Основной принцип течения – произвольное выражение субъективных ассоциаций, подсознания, «психической импровизации», что сближает данное течение с дадаизмом и сюрреализмом.

Особенность ташистов в том, что они выражают ассоциации в неорганизованных, хаотичных мазках, пятнах, линиях.

Основоположником абстрактного экспрессионизма считают В. Кандинского. Особенно популярен был в США в 1950 х годах, где художники начали применять новые технические приемы нанесения краски на холст. Наиболее революционный шаг в этом направлении сделал Д. Поллок. Его метод «автоматического письма» состоял в разбрызгивании краски прямо из банок или с помощью кистей, палок, мастерка прямо на хост, расстеленный на полу.

Во время работы художник постоянно двигался вокруг холста, в результате поверхность постепенно покрывалась сложной паутиной линий и пятен различного цвета, фактуры и формы. В итоге на картинах Поллока отсутствовало изображение в классическом понимании, на полотне запечатлевался собственно творческий процесс. Неслучайно сам художник называл свое творчество «живописью действия», а саму технику «дриппингом» (в пер. с англ. разбрызгивание, капание).

Знаменитыми представителями ташизма в США были Х. Хартунг, М. Ротко, У.де Кунинг, М. Тоби.