Стул эпохи барокко был весьма неудобен и претенциозен: он и обрекал человека на мучительную неподвижную позу во время многочасовой церемонии.
Табурэ — мягкая табуретка, на которой позволялось сидеть членам королевской семьи и аристократических родов. Стул был необходим во дворцовом этикете. Во время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах или складных сидениях.
Приближенные в присутствии короля всегда стояли. Никто даже не пытался присесть в присутствии его величества: это было бы неслыханной дерзостью. Придворным дамам король даровал «право табурета», то есть позволял сидеть в его присутствии.
Кресло считалось привилегией короля или высокопоставленных лиц.
Вся конструкция кресел и стульев ясно видна. Вверху спинки — каркасные столбики с резьбой и львиными головками. Подлокотники были изогнуты и заканчивались загнутым акантовым листом.
Кресла, стулья, диваны делали S-образной и пирамидальной формы, с суживающимися вниз ножками. Ножки делали также в форме пирамидки с вершиной. Ножки из резных или точеных балясин у стульев, кресел и столов заменились витыми, с четырехгранными перехватами. Кресла стали шире, спинки выше, и были похожи на трон, то есть монументальны.
Мебель для сидения стали обивать и набивать — этого требовали нормы приличия. Заслугой барокко являлись мягкие сидения, спинки и подлокотники. В зависимости от заказчиков спинки и сидения крыли бархатом, парчой и шпалерами. Вошли в моду чехлы для мебели, особенно мягкой.
Стулья, кресла и диваны с высокими бархатными спинками и бахромой по нижней кайме сидения и подлокотников были сильно распространены. Широкое применение декоративных тканей с длинной бахромой в виде покрывал, скатертей, портьер и обивки кресел и стульев становится необходимой принадлежностью стиля барокко.
Обивкой служил богатый декоративный бархат ярких тонов. Рисунок — цветы, птицы, звери, деревья, орнамент. Для спинок производили специальную ткань с рисунками. Изменился характер обивки: шляпки гвоздей были близко расположены и образовывали настоящий бордюр на бортах обвязи сидения и спинки.
К достижениям стиля барокко можно отнести канапе — длинную скамью с мягким сидением и спинкой. Варианты канапе во Франции: конфидента (наперсница) — отсюда «конфиденциальный», меридьенн (отдых после завтрака), тет-а-тет (с глазу на глаз), козетка (легкая беседа).
В обиход вошел шезлонг — кресло с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сидением для вытянутых ног. Шезлонг — предмет мебели, на котором аристократы сидели и лежали в дневное время. В переводе с французского — длинный стул. Происхождение этого предмета таково.
Когда король посещал кого-либо из дворян во время болезни, то по придворному этикету даже больному не дозволялось лежать перед стоящим королем. Тогда придумали шезлонг, и король также ложился во время посещения подданных. Все дворяне быстро обзавелись шезлонгами, чтобы достойно принимать короля.
Диван — слово турецкого происхождения, это место, где заседал высший государственный совет турок, он так и назывался — диван. Верхняя часть диванов повторяла волнистую линию кресел. Французское слово «софа» произошло от арабского «суффа», что означало «подушка». Наиболее богатый предмет — роскошная кровать. Кровать приобрела форму некоего шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы.
Спальня играла тогда роль приемной, гостей могли принимать в кровати. В домах знати светские дамы нередко устраивали приемы «у постели», на которой возлежала хозяйка.
Поэтому к опочивальням примыкали гостиные или салоны со шкафом — кабинетом на цоколе и с массой всевозможных выдвижных ящичков. Постель была с возвышенным изголовьем. Балдахин не драпировали на столбиках, а вешали и драпировали глубокими складками с украшениями по углам в виде ваз и букетов, сделанных из ткани.
Снаружи постель украшали широкими занавесями или гардинами из дорогих материй, шнурами и кистями.
Кровать в эту эпоху была включена в круговорот общественных дел. Дворцовые покои украшали парадные кровати, отделанные показной роскошью, на которых никто никогда не спал. Королевские кровати делали с балдахином над всей кроватью на обруче, с султанами из страусовых перьев, с узлом из ткани, державшейся на специальном деревянном каркасе.