В середине XX в. ведущая роль в модернизме утвердилась за беспредметным (абстрактным) искусством Абстракционизм возник в 1910 г. как побочный результат эволюции кубизма, футуризма, экспрессионизма. Он также отрицал художественное познание жизни, безусловно отразив потрясения той драматической эпохи. Считается, что первую абстрактную композицию исполнил русский художник В. В. Кандинский. Его композиции тщательно и тонко проработаны. В этих аморфных мотивах чувствуется импульсивность темперамента. Полотна по-настоящему красивы какой-то космической чужеродностью.

«Композиция № 7» В. Кандинского была написана почти 100 лет назад, но она с успехом вписывается в самый современный интерьер, обставленный самой современной мебелью Ероса (Испания)

Такие абстрактные композиции великолепно смотрятся не только в модернистских, но и в любых других интерьерах, где их хочется рассматривать часами. И в этом одна из причин, но которой абстракционизм любят многие.

Реагируя своей собственной, внутренней революцией на революционные движения общественной жизни, модернизм сам оказался в первые десятилетия XX в. в драматическом положении. Его отвергли и официальные, и широкие общественные круги, и обыватели, и вся основная масса деятелей культуры. Драматичны и творческие судьбы основоположников модернизма. Встреченные негодованием и издевательствами, они в невероятно короткие сроки довели свои творческие поиски до того предела, когда искусство перестает быть искусством.

Напольное панно Mondrian, коллекция Museum, производит Peronda (Испания), Это панно назвали в честь художника-абстракциониста Пита Мондриана

И к тому времени не только извне, из других художественных течений, но и из собственных глубин модернизма поднимается против него первая волна постмодернизма. Посткубический поворот совершает и П. Пикассо, который и в дальнейшем не придерживается одного направления. Его творчество заключает в себе неустойчивый баланс, склоняющий художника то в одну, то в другую сторону.

«Герника»

Искусство 1920-1930-х гг. с великим трагизмом отзывается на угрозу фашизма, бьет в набат, объявляя тревогу. В числе таких произведений надо в первую очередь назвать картину П. Пикассо «Герника» — самую знаменитую политическую картину XX в., которая по своим размерам и накалу приближается к монументальному искусству. Ее принципиальное значение в истории искусства огромно. Однако и сейчас нет единого мнения об этом произведении. Одних оно потрясает своей художественной силой, пронзает, как яростный крик гнева, страдания и протеста, других оставляет, мягко говоря, в недоумении.

В драме испанского города Герники, уничтоженного фашистскими бомбами, Пикассо увидел символ гибели, в которую фашизм ввергает все человечество. В своей картине он не воспроизводит это событие, в ней нет сюжета. Его полотно не содержит изображения чего-либо наглядного и определенного, тем более исторического. Оно просто являет собой некий художественный знак страшного всемирного катаклизма.

Символичны и живописные формы этого произведения. Оно все заполнено фрагментами, обломками реальных и фантастичных, узнаваемых и деформированных, изобразительных и отвлеченных мотивов культурной и дикой, живой и неживой природы, которые рушатся и крошатся, как от взрыва. Голова женщины и ее рука с лампой, голова лошади (в испанской традиции — символ добра), голова быка (символ зла), еще чьи-то руки, тела, ноги, режущий глаз электрический свет — все эти хаотичные фрагменты, пересекающиеся друг с другом формы укладываются строго на свои места (как это происходит в узорах калейдоскопа) в безупречно выверенную композицию. «Герника» — это живопись на холсте и распахнутые врата ада, через которые врывается в души к людям ужас, ужас необъятной катастрофы, название которому — война.

Произведению подобного драматического накала требуется, конечно, соответствующее интерьерное окружение. А вот другом) модернистскому направлению, родившемуся во второй половине 1950-х гг., повезло больше. Современные архитекторы и дизайнеры интерьера любят использовать его мотивы и элементы как знаковый символ тех лет. Это Поп-арт — намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, тиражных копий (фотография, муляж), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы), поэтизация товаров массового потребления в яркой, жизнерадостной цветовой гамме.

Сюрреализм, объявивший войну «разуму, логике, всяком) естественному чувству — эстетическому и нравственному, завершил формирование модернистского искусства. Но в отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет новые иррациональные течения сами стремились причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен и бессвязен.

Стилевые очертания сюрреализма несколько расплывчаты. В зависимости от того, откуда пришел художник к сюрреализму, и от его личных склонностей это искусство может тяготеть к абстракции, например в произведениях П. Клее, представлять собой комбинации геометрических или био-морфных знаков, порождать (у чилийца Р. Матта) или пространственно-пластические композиции отвлеченных форм (в картинах француза И. Танги). Но при всем этом сюрреализм создает и свою стилевую форму, в которой выражается его концепция абсурдности бытия.

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт, картины которых представляют иррациональные сочетания фрагментов реальности в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Настоящий трагизм, однако, редчайший случай в сюрреалистической картине. Едва ли не уникальный пример тому — полный отчаяния и боли химерический «Ангел очага» М. Эрнста.

За этим кратким и далеко не полным изложением основных направлений в искусстве XIX-XX вв. скрыта бездна человеческих страстей, изломанные судьбы искателей непостижимых, абсолютных истин. В массовых вкусах и в профессиональных суждениях до сих пор идет разделение понятия «современное искусство» на две половины. Одни считают искусством только традиционное творчество, в зависимости от взглядов — до импрессионизма или до фовизма, а то, что появилось позже, полагают «не искусством». Другие относят к искусству только современные течения, выделяя его по тем же границам, но только с обратным знаком. У всех этих направлений есть как яростные противники, так и ярые поклонники.

При этом необходимо помнить, что реалистическое и абстрактное искусство не существовали изолированно друг от друга. Они жили в одной культурной эпохе, обогащая творческие поиски мастеров того и другого направления. Без модернистских течений не сложился бы тот волнующий стиль Ар-деко, которым бредит человечество уже сколько десятилетий, а поздний Ар-деко — это еще и Минимализм, помноженный на этническую декоративность. Модернистские полотна, мозаика, витражи, как ничто другое, способны украсить интерьеры в любом стиле или гармонично растворяясь в них, или доминируя. Именно поэтому надо знать современное искусство, разбираться в нем, уметь, а главное — хотеть использовать в своем творчестве этот богатый мир художественных образов и приемов, которые наработало человечество к началу XXI в.