По большому счету, невозможно отделить духовную культуру от материальной. Ведь стиль – это и есть материальное воплощение идеологии, духовных исканий эпохи.

Говоря об архитектуре, интерьере, дизайне предметной среды, костюме мы называем эти виды деятельности искусством. Любое ремесло, выполненное на высоком качественном уровне, становится искусством.

К тому же, эти виды деятельности настолько переплелись (искусство барокко тяготеет к ансамблевости), что трудно провести грань между ними. Поэтому, продолжая исследовать стиль барокко, мы сначала обратимся к описанию религии, философских и эстетических воззрений эпохи, а затем продолжим изучение искусства.

Основы идеологии, характеризующие искусство барокко сложились в Италии, в Риме – столице католического мира. Церковь, хотя и утратила влияние на значительной части территории Европы в результате реформации, чувствовала себя победительницей, поскольку ей удалось уберечь от ереси протестантов католическую догму, положения которой были ясно сформулированы Тридентским собором 1545 – 1564 гг.

Несмотря на потери, церковь сохранила мощное ощущение своего единства, усиленное активной экспансией во все части света, где еѐ миссионеры вели духовные сражения, обращая в свою веру целые народы. Отныне искусству предстояло утверждать величие католической церкви, создавая впечатляющие памятники, и всеми доступными средствами прославлять истинную веру.

Для искусства барокко характерен напряженный динамизм, экспрессивность, драматизм, нередко повышенная экзальтация образов, усложненность художественной формы, доходящая до эстетических излишеств.

В противовес классицизму теоретики барокко, опираясь на трактат Рене Декарта «Страсти души» (1649), разработали теорию аффектации и страстей применительно к искусству; систематически изучали возможности средств художественной выразительности, визуально- символические потенции эмблемы и маски, художественные приѐмы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств возвышенного и т.п.

Искусство барочная эстетика рассматривала сквозь призму субъекта восприятия, где понятия вкуса, воображения, фантазии конкретной личности играли существенную роль. Известное высказывание Спинозы о субъективности прекрасного можно считать одним из существенных положений философии барокко.

Поэтому теоретиков барокко в первую очередь интересуют вопросы формирования вкуса, а в конкретной художественной практике – приемы убеждения зрителя путем специальной организации художественного материала. При этом сама техника убеждения должна быть скрыта от зрителя, от этого эффект внушения будет значительно сильнее.

Главные цели художников барокко – удивить, поразить, вознести в иной мир. Эстетика барокко активно захватила архитектуру, прикладные и монументальные искусства, живопись, искусство слова, музыку. Среди наиболее известных мастеров итальянского барокко можно назвать имена архитектора и скульптора Л. Бернини, архитекторов Ф. Борромини и Г. Гварнини, живописцев Пьетро да Картона, Дж. Тьеполо, композиторов Дж. Габриели, А.Вивальди.

По разному модифицируясь, барокко распространилось на искусство практически всех стран Европы, а оттуда – в Латинскую Америку и другие католические страны по всему миру. Во Франции барокко, слившись с классицизмом, породило так называемый «большой стиль», духом которого пропитаны великолепные залы Версаля, его дворцы и парки.

В европейской барочной живописи наибольших высот достигли фламандцы П.П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йорданс, в музыке эпоха барокко дала двух величайших композиторов – И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. В литературе к барокко относят творчество У. Шекспира, М. де Сервантеса, П. Корнеля, Расина, Мольера, Лопе де Вега. Как уже говорилось, искусство барокко тяготело к ансамблевости и живопись этого времени, кроме отдельных полотен, органично существовала в синтезе искусств, в росписях дворцовых потолков и церковных алтарей.

Скульптура барокко также была «вплетена» в интерьер соборов и парковый ландшафт. Искусство барокко театрально по своей сути, рассчитано на эмоциональный зрительский отклик.

В садово-парковых ансамблях сама природа становится театром, в котором аллеи и кусты служат кулисами, а прирученная стихия воды мощными каскадами низвергается с верхних бассейнов фонтанов к нижним, где по пояс в воде резвятся бронзовые морские божества и вздыбленные кони.

Именно в это время драматическая литература переживает расцвет, и именно в эту эпоху появляются балет и опера. Да, это были времена оперы, кантаты и оратории, помпезных театральных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий, гипербол, эмблем и метафор.

Теоретик барокко Эммануэле Тезауро (1592 – 1675) приводил пример того, как на одиннадцать разных ладов можно метафорически выразиться о звездном небе, и говорил, что поэт, играя метафорическими образами, уподобляет себя искусному иллюзионисту. Живописный стиль П. П. Рубенса (1577 – 1640) используется в росписях потолочных плафонов в залах дворцов.

Сам художник является центральной фигурой в искусстве ХVII века. Он возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских монархов и католической церкви. Во Фландрии одновременно были и другие выдающиеся художники, но они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», словно планеты, вращающиеся вокруг светила. Универсальность таланта роднит его с мастерами Возрождения.

Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс был художником огромного творческого размаха, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, талантливый дипломат, владеющий несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Имя Рубенса стало символом целой художественной эпохи. Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий.

Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, или мужчины преследуют женщин – всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее «брожение материи», которое присутствует во всех видах искусств этой эпохи и выражает суть барокко.

По темпераменту и мироощущению Рубенсу близок Франс Снейдерс (1579 – 1657) — только в другом жанре. Снейдерсу принадлежит видная роль в искусстве натюрморта. Его композиции с дичью, сочными плодами, цветами и листьями, мясными тушами, рыбами огромных размеров – это апофеоз земных щедрот, гимн всему плотскому, чем может насладиться человек в этом бренном мире.

Яркие контрастные цвета на темном нейтральном фоне подчеркивают свежесть и многообразие форм снеди. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм. Однако четкие горизонтали столов и лавок, равновесие цветовых масс организуют композицию и создают ощущение целостности и гармонии.

Первым подлинно великим испанским художником на рубеже ХVI – ХVII вв. был Эль Греко (1541 – 1614). Есть в его картинах какая-то очень индивидуальная нота взволнованности, динамики, даже экстатичности, свойственная эстетике барокко. Эль Греко был религиозен, он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскрешение», «Сошествие св. Духа» и пр., трактуя сюжет как волшебные видения или сны, разворачивая действие между небом и землей.

Фигуры людей вытягиваются в длину, причудливо деформируются, словно в кривом зеркале. Эль Греко – художник, прошедший школу Ренессанса, прекрасно владевший законами перспективы, анатомии, освещения, сознательно их видоизменяет во имя особой выразительности.

Один из современников художника сказал о нем: «Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути». У Эль Греко не было последователей, он уникален, его искусство предвосхитило эпоху барокко.