Голландия в ХVI веке получила независимость от Испании и стала республикой. По сравнению с другими государствами Европы, где правили монархи, в Голландской республике не было необходимости в возведении грандиозных и роскошных дворцов и парков, а протестантская религия не допускала излишеств в украшении храмов.
Поэтому архитектура и скульптура не получили здесь большого развития, зато голландцы создали свой стиль в оформлении жилого интерьера и самобытную живопись. Предметы быта, китайский шелк, лаковая мебель, фарфор – единственными поставщиками всего этого в Европу долгое время были голландцы.
И знаменитый мебельщик французского двора А.-Ш. Булль заимствовал декоративные мотивы в оформлении мебели именно у голландцев.
Убранство голландского дома: шахматные мозаичные полы, дубовая обшивка стен, резная мебель, дорогие ткани, зеркала, хрустальная посуда, китайский фарфор, знаменитые голландские латунные люстры – все это было предметом наивной гордости зажиточного горожанина своим благосостоянием.
На стенах висели небольшие картины, сюжетом которых были незамысловатые сценки из крестьянской жизни. У голландских художников, которых позднее стали называть «малыми голландцами», не было высокопоставленных заказчиков в лице королевского двора и католической церкви, они работали на свободный рынок, как ремесленники. И их «продукция» имела спрос.
Южная часть Нидерландов, в отличие от Голландии, осталась под владычеством Испании и стала именоваться Фландрией. Центром художественной жизни стал Антверпен. Фламандские живописцы часто совершали путешествия в Италию и своеобразное сочетание влияний итальянского и испанского искусства с природной жизнерадостностью антверпенцев создало уникальный стиль, впоследствии названный «фламандским барокко».
Его главные черты: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, сочная материальность, пышность, изобилие и подвижность форм. Наиболее ярко этот стиль в живописи воплотил П. Рубенс. Его влияние на художественную жизнь столетия было настолько велико, что ХVII век иногда называют веком Рубенса.
Особенности «фламандского стиля» в оформлении интерьера и мебели демонстрирует «дом Рубенса» в Антверпене, оформленный им самим. Здесь мы видим те же мозаичные полы в крупную шахматную клетку, дубовую обшивку стен, добротную инкрустированную мебель, латунные люстры, дорогие ковры и ткани, хрустальные кубки, китайский фарфор – всѐ то, что было характерно для голландского домашнего убранства.