Наряду с барокко и классицизмом в искусстве ХVII века существовал реализм. Его проявления в живописи необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров.

Реалистическое направление в итальянском искусстве нашло наиболее полное выражение в произведениях Караваджо (1573 – 1610) и его многочисленных последователей.

Со всей убедительностью реализм проявился в голландском искусстве. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (1580 – 1666),. А вершиной голландского реализма является творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606 – 1669), отличавшееся необычайной жизненностью, глубоким психологизмом образов, сложной изысканностью цветовой палитры.

В 20-е годы ХVII столетия голландские художники создали особый тип картин, очень небольших по размеру, основным сюжетом которых были сцены из крестьянской жизни.

К середине столетия бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили название «малых голландцев». Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде (1610 – 1685). В 50-е годы ХVII столетия начинается новый этап жанровой живописи, связанный с так называемой делфтской школой.

Ян Вермеер, известный как Вермеер Делфтский (1632 – 1675), — это художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем». Вермеер Делфтский – мастер светописи. Он как никто другой умел доводить до высшей интенсивности оптически-осязаемые эмоции. Эта чувственная восприимчивость к цвету, свету, пространству, фактуре – главное достоинство Вермеера-художника.

Сюжеты его картин просты, в основном это люди в обычных жизненных ситуациях. Он писал их прямо с натуры, ничего не меняя по своему произволу, а вместе с тем гармония целого изумительна. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная словно на одном дыхании «Девушка с жемчужной сережкой».

Она кажется удивительно современной, как будто создана не в ХVII столетии, а сегодня. И хотя портрет не содержит в себе никаких психологических глубин, в нем – тайна, необъяснимая, дающая максимальное наслаждение глазу.

Великий испанец, который довел до высочайшего совершенства культуру живописного видения – Диего Веласкес (1599 – 1660). Его творчество тоже можно отнести к реализму. Уже в своих ранних работах он обращается к жанровой живописи. А когда он написал портрет папы Иннокентия Х, тот не мог удержаться от восклицания: «troppo vero!» (слишком правдиво).

Большую часть жизни Веласкес был придворным живописцем короля Филиппа IV. Он часто писал инфант в своей излюбленной жемчужно-розовой гамме.

Вслед за Эль Греко он открыл богатство живописных возможностей, таящихся в жемчужно-серых тонах, их воздушность и утонченную красоту сочетаний серого с розовым, серого с черным, серого с красным. Именно в этой цветовой гамме он создал портрет будущей супруги Людовика ХIV, когда она была испанской принцессой.

В его картинах царит совершенная гармония цвета, все окружено атмосферой, воздухом, который серебрит, смягчает и объединяет тона. В отличие от Вермеера Делфтского, Веласкес – психолог, но другого типа, чем, например, Рембрандт. Вся его творческая жизнь посвящена исканиям.

Исканиям тона, передачи света и воздуха, что будет так волновать художников ХIХ столетия. Его итальянские пейзажи с их изысканной колористической гаммой, благодаря которой краски природы воспринимаются не локально, а во взаимодействии со свето-воздушной средой, предвосхищают пейзажную живопись ХIХ века.