Толедский собор

Стиль «фламандского барокко» отличался от барокко в Испании, под владычеством которой все еще находилась Фландрия.

Испания ХVII века являлась оплотом абсолютизма, но в отличие от Франции, переживала глубокий экономический и политический упадок. Но именно это время, как это ни парадоксально, стало эпохой расцвета самобытного испанского искусства.

Ведущая роль в ХVII веке отводится церковному строительству. После суровости и аскетизма начала века, испанская архитектура медленно вступает на путь барочного развития. Хуан де Эррера в 1563 – 1584 гг. создал близ Мадрида знаменитый Эскориал – очень внушительный, величавый и холодный дворец-монастырь.

Но уже в начале ХVII века фасады испанских соборов демонстрируют свободную интерпретацию их зодчими традиционных испанских мотивов и явную склонность к барочной декоративности.

Испанское искусство этого периода обращалось не к разуму, а к эмоциям, оно восстало против голландской умеренности, предпочтя ей пышность, сложность орнаментов и даже некоторую вычурность. Чурригереско – направление позднего барокко в Испании, названное по фамилии династии испанских архитекторов, основателем которой был Хосе Бенито де Чурригера (1665 – 1725).

Первой крупной работой зодчего было оформление церковного интерьера – огромного алтаря церкви Сан Эстебан в Саламанке, проект которого был закончен к 1693 году.

В этой поражающей воображение громаде (высота алтаря 27 метров) из позолоченного дерева, которая опирается на мощные витые колонны, украшенные стеблями виноградной лозы, гирляндами из листьев аканта, ничто не нарушает общего впечатления монументального единства.

Этот алтарь стал образцом для подражания во многих церковных постройках Испании и Португалии. Чтобы увидеть замечательные образцы беспримерной свободы и фантазии, характерные для архитектуры стиля «чурригереско», необходимо посетить Толедо, Валенсию, Мадрид и Севилью.

Фасады церквей этого стиля отличают безудержная пышность и разнообразие декора: бесчисленные колонны, завитки, замысловатые бордюры, сложные композиции из мелких, ювелирно отточенных форм, где классические мотивы причудливо переплетаются с орнаментальными элементами стиля «мудехар».

Мудехар – стиль испано-мавританской архитектуры ХIV — ХVI вв., соединяющий черты восточного и западноевропейского искусства, по названию мусульман средневековой Испании, покорившихся христианам в период реконкисты. Реконкиста — освобождение Испании от захвативших еѐ в раннем средневековье арабов, длившееся целых семь столетий.

Когда реконкиста завершилась, оставшиеся в Испании мавры (так называли арабов) и создали стиль мудехар. «Чурригереско» — этот самобытный архитектурный язык получил особую популярность в заморских колониях Испании и Португалии. Самый впечатляющий памятник испанского позднего барокко – алтарь Транспаренте, украсивший собор в Толедо.

Созданный Нарцисом Томе (1715 – 1742), этот памятник, некое подобие заалтарной капеллы «сотканной» из многоцветного мрамора, лепных украшений и росписей, был воспет поэтами как восьмое чудо света. Транспаренте – яркое воплощение испанского барокко. Расположенная за хором капелла – своего рода сценическая декорация из золоченого дерева, гипса и мрамора, магическое таинство которой подчеркивает проникающий через неё поток света.

Искусство украшения алтарей по всей Испании приобретает все более изощренные формы, а пышный декор, почти скрывающий конструкцию, включает все более разнообразные мотивы и материалы, вплоть до использования зеркальных пластин.

Особый расцвет, который переживает традиционное для Испании производство керамики, был связан с необходимостью обеспечить керамическими изделиями заморские колонии. В городах испанской Каталонии создавали полихромные панно, сюжетные и орнаментальные, широко применявшиеся во внутреннем и внешнем декоре дворцов и церквей.

Одним из самых процветающих видов прикладного искусства Испании было производство изделий из металла. В полумраке церквей таинственно поблескивали витые решетки из кованого позолоченного железа или бронзы с их фантастическим барочным плетением, служившие оградой для капелл.

Следуя примеру Франции, испанские монархи стремились развивать искусство украшения интерьеров. До получения Голландией независимости испанские заказы на ковровые изделия исполнялись мануфактурами Брюсселя. После потери Северных Нидерландов Испания попала в зависимость от парижских мануфактур Гобеленов, которые обеспечивали предметами роскоши всю Европу.

Но к началу ХVIII века была создана испанская ковровая мануфактура Санта Барбара в Мадриде. Кроме того, в Испании этого периода процветало искусство краснодеревщиков и важным импульсом для его ускоренного развития была страсть монахов к роскоши. Важной частью материальной культуры любой эпохи является костюм. В начале ХVII века «испанские моды» покорили Европу.

В это время сам испанский костюм продолжал традиции ХVI столетия, который создавался при дворе и был связан с его придворным этикетом и мрачным духом. Влияние католической церкви тоже накладывало свой отпечаток на характер испанского костюма.

Для мужской испанской моды была характерна закрытая доверху и застегивающаяся спереди куртка с узкими полами и стоячим плотным воротником. На ногах носили обтягивающие чулки и круглые короткие штаны. Доминантой костюма испанского гранда был воротник «мельничный жернов».

Такой воротник делался из тонкого полотна, располагавшегося ритмичными округлыми складками вокруг шеи, надлежащая твердость складкам придавалась при помощи гофрировальных щипцов и проволочного каркаса. Дополнением к воротнику служили кружевные манжеты. Куртку на груди и плечах подбивали ватой, также как и штаны для придания им округлости.

Важным дополнением служил короткий плащ из тяжелого шелка, свешивающийся с левого плеча. На коротко стриженные волосы надевали берет или шляпу с узкими полями. Мягкие туфли украшались серебряными или золотыми пряжками. Такой костюм создавал образ неприступного аристократа. Голова покоилась на воротнике как на блюде, плечи поднимались вверх благодаря ватным наплечникам.

Всѐ тело словно было заковано в рыцарские латы. Одежда испанок во многом сходна с мужской. Они тоже носят узкие рукава с валиками на плечах, лиф с тугой набивкой и низкой талией, воротник-жернов и манжеты. Юбка имела жесткий конусный каркас, была без шлейфа и касалась пола: испанский этикет и правила приличия запрещали открывать шею и ступни.

Перчатки, веер и кружевной платок довершали элегантный туалет грандессы. Платье коронованных особ щедро украшалось вышивкой из металлических нитей и драгоценными каменьями.

В 60-х годах ХVII века испанская мода сохраняет каркасное платье, но вертикальные линии силуэта и декора сменяются горизонталями и юбка сильно расширяется по бокам. Это мы можем наблюдать на портретах инфант, созданных Диего Веласкесом.

Распространявшаяся испанская мода в каждой европейской стране приобретала свои особенности. Так в Нидерландах воротник «мельничный жернов» дополнял костюм добропорядочного горожанина, имеющий простой крой и сшитый из темного сукна. Впоследствии плоеный воротник сменился большим отложным воротником из кружев. Костюм дополняла широкополая шляпа и плащ.

Женское платье украшали белоснежные кружевные воротники, манжеты и чепцы. Черно-белая цветовая гамма нередко дополнялась искусно вышитым «брюхом».

Увлечение испанской модой испытала и королева Англии Елизавета I Тюдор. Наряды королевы поражали воображение. Двор обязан был почитать «богиню» и поклоняться еѐ красоте. Характерные детали испанской моды королева видоизменяла по своему вкусу.

Она носила сразу несколько воротников из драгоценных кружев, предпочитала глубокое декольте и укороченную юбку, демонстрируя изящные туфли. Все платье было расшито драгоценными камнями и жемчугом. Королева никогда не надевала костюм дважды, изобретая все новые и новые украшения и вышивки.