Романтические устремления в искусстве применительно к архитектуре породили явление эклектизма как реакции на вненациональный классицизм.
Возник интерес к «историческим стилям».
Практически это означало, что архитекторы использовали формы и композиционные приемы различных эпох и создавали здания в стилях неоготики, неоренессанса, необарокко, неоклассицизма, в русско-византийском, неорусском стиле и др.
Крупнейшие представители эклектики: Георг Пецольт, Энтони Сальвин, Чарлз Барри, Уэлби Пэджин, Шарль Гарнье, Константин Тон, Леонтий Бенуа, Мариан Перетяткович.
Вместе с тем новые строительные материалы (чугун, сталь, стекло) и потребности в строительстве сооружений нового типа (вокзалы, выставочные залы, оранжереи, банки, мосты и др.) приводят к созданию новых по конструкциям зданий и сооружений архитекторами Джозефом Пэкстоном, Льюисом Кьюбиттом, Анри Лабрустом, Гюставом Эйфелем, Францем Швехтеном, Дж. А. Роблингом и др.
Одновременно происходит зарождение дизайна как синтеза искусства и промышленности (Уильям Моррис и др.).