Немецкому философу Фридриху Ницше (1844 – 1900) принадлежит заслуга осознания дуализма двух противоречивых начал, определяющих развитие художественной культуры. Эти начала Ницше «увидел» в великой древнегреческой культуре и связал с именами двух богов, которым поклонялись эллины – Диониса и Аполлона. Это, конечно же, не случайно, ибо вся европейская культура последующих тысячелетий восходит к
древнегреческой культуре как к своему первоистоку.

Дионис – бог небесной и земной влаги, виноделия в Древней Элладе.

Древнегреческие празднества в честь Диониса с опьяняющим действием вина, с поклонением стихийным силам природы, с раскованностью чувств, с
торжеством древних биологических начал в человеке звучат с неослабевающей силой в последующих проявлениях художественного творчества человечества, стремящихся выразить страдания, человеческие страсти, напор стихийных противоречивых сил в человеке.

Аполлон – древнегреческий бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз, олицетворение гармонии, красоты и совершенства.

Аполлоническое начало в искусстве несет свет, стремление к идеалу, совершенству форм, оно чуждо трепету жизни, ибо призвано воплощать вечные идеалы, совершенные формы на все времена.

Антиномия, противоположность дионисийского и аполлонического начал в искусстве является на самом деле «двигательной пружиной», под воздействием которой и разворачивается история искусства в виде смен стилей, течений, направлений. Конечно, оба этих противоречивых начала
присущи искусству всегда, но на каждом этапе преобладает одно из них.

При этом за якобы прихотливой сменой эстетических предпочтений угадываются социально-психологические состояния общества, превалирующие на каждом временном отрезке истории искусства.

Аполлоническое более всего ассоциируется с преобладанием рационального, гармоничного начала в человеческом восприятии мира, а дионисийское – с интуитивным, иррациональным, дисгармоничным мировосприятием. Аполлоническое – это царство порядка, это мир грез в череде прекрасных сновидений. Дионисийское – это торжество хаоса, стихия опьянения, вкус жизни во всех ее противоречиях и несовершенствах.

В соответствии с этими соображениям, можно, несколько схематизируя по-настоящему сложные процессы смены художественных предпочтений человечества на разных этапах его развития, представить картину развертывания художественных стилей в виде следующей таблицы.