Структура и внешний вид византийских церквей значительно изменились за тысячелетнюю историю этой империи. Ранние церкви были основаны на образцах римской гражданской и религиозной архитектуры. Церкви, построенные в средние годы Византийской империи, имели тенденцию следовать уникальному архитектурному плану с большими и богато украшенными куполами. Византийские церкви, воздвигнутые в годы заката империи, часто были менее богато украшены и стали украшать стены с иконами.
Первые византийские церкви были построены по римскому образцу, поскольку Византийская империя была Восточной Римской империей. Эти церкви обычно имели планировку базилики. Этот тип плана этажа имеет два ряда колонн, которые частично разделяют проходы вдоль стороны прямоугольной конструкции, а также служат для поддержки крыши. Изогнутая апсида обычно находится в конце базилики. К этой конструкции иногда добавляли крылья, создавая крестообразную форму, но, как правило, они были короче главного зала базилики.
По мере того как культура Византийской империи становилась все более греческой, возник новый стиль византийской церкви. Собор Святой Софии, возможно, самое известное византийское сооружение, демонстрирует ключевые черты этого стиля. В этой церкви есть центральный купол, от которого отходят четыре крыла одинаковой длины. Это существенное отклонение от традиционного плана базилики стало возможным благодаря архитектурным достижениям, которые сделали возможным строительство больших куполов.
Религиозное искусство в византийских церквях обычно использовало богатые материалы для украшения наиболее видимых поверхностей. Церкви в богатых регионах будут полностью покрыты мозаикой, искусством, в котором преуспели византийцы. Стеклянные осколки и сусальное золото использовались вместе для создания ярких цветов и усиления воздействия света, который проникал в византийские церкви благодаря улучшенной конструкции купола. Мрамор и другие дорогие материалы использовались для украшения церквей, и хотя в некоторых церквях были религиозные фрески, предпочтение отдавалось мозаике.
Произведения искусства в византийских церквях обычно изображали стилизованных религиозных деятелей. Эти фигуры должны были передавать символическое и духовное послание, а не точно изображать человеческую форму. Ранние церкви, такие как Сан-Витале в Равенне, иногда действительно изображали узнаваемые человеческие фигуры, но в последующие годы это стало гораздо реже. Изображение человеческого облика даже по религиозным причинам вызывало споры в византийской церкви, и в 700-х годах начался период иконоборчества, во время которого было уничтожено много церковного искусства. Церкви, возведенные в этот период, как правило, не украшались изображениями людей, даже стилизованными.
В годы заката Империи иконы снова стали популярными. Византийские церкви, построенные в последние века Византийской империи, не только имели религиозные изображения на своих стенах, но и добавляли стену с иконами перед церковью. Эта стена была полностью покрыта византийскими иконами, написанными в стилизованной манере, сложившейся столетия назад. Церковное убранство в этот период, как правило, было менее роскошным, поскольку состояние Империи пошло на убыль.