Здание Фонда Ланген
Здание Фонда Ланген

Постиндустриальный дизайн по своей масштабности и гуманитарной направленности, можно сравнивать с эпохой Возрождения, как в архитектуре, так и в дизайне. Новые представления в постиндустриальном обществе диктуют свои представления о комфорте предметно-пространственной среды. Возникает новая система: «человек-общество-природа».

Один из современных дизайнеров Швейцарии, Ханнес Веттштайн отмечает: «Посмотрите, как изменились за последние десятилетия архитектура и дизайн интерьера – пространство всё больше становится продолжением человека. Оно не просто ему служит – оно гармонично с ним взаимодействует».

Практически все стилистические направления в постиндустриальном дизайне появились и оформились, как таковые, во второй половине XX в., под влиянием бурного развития науки и техники. Предлагаем рассмотреть более подробно несколько наиболее значимых стилей постиндустриального дизайна.

Хай-тек как художественно-стилевое направление в постиндустриальном дизайне

Отправной точкой для появления данного направления послужило ускоренное развитие производства после Второй мировой войны. К зданиям и сооружениям стали предъявляться совершенно другие требования производственной архитектуры, создание технологически гибких и достаточно подвижных сооружений. Как следствие этих требований − раскрытие несущих конструкций и коммуникации, облегчение ограждающих поверхностей и др.

Основные черты стиля хай-тек:

  1. использование высоких технологий при проектировании строительства, а также в инженерии зданий и сооружений;
  2. использование максимально прямых линий и форм как в архитектуре здания, так и при дизайне помещений, мебели и аксессуаров, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма;
  3. функциональные элементы здания, такие как: вентиляция, лифты и лестницы могут выноситься как наружу здания, так и нарочито выставляться на всеобщее обозрение, становясь предметом интерьера;
  4. широкое применение стеклопластика, металла и бетона;
  5. децентрализованное, то есть локализованное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещенного помещения;
  6. чёткая цветовая гамма, максимальное использование цвета металлик;
  7. высокий прагматизм в планирование пространства, в виде исключения − жертвование функциональностью в угоду дизайну.

Первое упоминание о стиле хай-тек мы видим в трудах Чарльза Дженкса. По его классификации хай-тек относится к позднему модернизму. Его характерные черты: прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, антиисторичность и монументальность. Представление об архитекторе как об «элитном профессионале».

Стиль хай-тек в архитектуре и дизайне берёт своё начало в 70-х гг. прошлого столетия. Основоположниками данного стиля принято считать англичан: Нормана Фостера, Николаса Гримшоу, Ричарда Роджерса и итальянца Пиано Ренцо. Немаловажную роль в становлении данного направления сыграли группы дизайнеров Архигрем и Архизум.

Стилевые решения хай-тек изначально применялись в городской архитектуре. Именно простота форм и неординарный выбор материалов позволили этому стилю быстро завоевать признание современных архитекторов. Одним из первых сооружений хай-тек стал центр Помпиду в Париже, построенный в 1977 г. Архитекторами данного проекта являются Ричард Роджерс и Пиано Ренцо. Данное сооружение в среде дизайнеров изначально было принято в штыки. И только к 90-м гг. ХХ в. споры утихли и центр стал настоящей достопримечательностью Парижа.

В Англии первое сооружение в стиле хай-тек появилось значительно позже, уже в 80-х, 90-х гг. XX в. Например, здание компании «Ллойд» в 1986 г. Динамичный и яркий стиль хай-тек пришелся по вкусу, и буквально через 10 лет оригинальные здания стали украшением городов по всему миру. К 90-м гг. прошлого столетия стиль хай-тек – это уже в первую очередь престижность и имидж, которые могли позволить себе крупнейшие коммерческие фирмы.

Даже сам Чарльз Диккенс называет данные строения «банковские соборы», указывая на достаточную дороговизну этих зданий. К знаменитым зданиям в стиле хай-тек относятся такие шедевры как Swiss-Re, знаменитый Корнишон – здание страховой компании Сити Холл в Лондоне, здание банка Гонконг и Шанхай в Гонконге. Всё это творение архитектора Нормана Фостера, теоретика и практика данного стиля. Музей Такасаки, Галерея визуальных искусств Сайнсбери-центр, Центр конгрессов в Западном Берлине.

Из архитектуры хай-тек переходит в интерьер. Этот стиль становится основным направлением в предметном интерьерном дизайне. Обнажённые элементы, архитектурные конструкции входят в жилой интерьер. Специализированное промышленное оборудование, модульные оцинкованные системы хранения, несущие металлические стойки, стальные лестницы прочно вживаются в интерьер, создавая тем самым уникальный и неповторимый стиль.

Стиль хай-тек – это, несомненно, стиль высоких технологий, и, соответственно, место применения инновационных разработок. Отличительной особенностью является применение искусственных материалов, таких как пластик, бетон, стекло, различного вида металл. Если в интерьере не удалось обойтись без натуральных материалов, то их тщательно маскируют, чтобы не нарушить общую концепцию.

Максимально в отделке интерьеров используется бетон и кирпич. Цветовая гамма: белый, серый, черный цвет и металлик. Основные требования к цвету: отсутствие яркости, пестроты. Всё практически монохромно. При этом особые требования предъявляются к освещению. Должно быть много подсветок, люстр, бра, торшеров и так далее. Для декора помещений используются картины, скульптуры, принты и фотографии, но их количество ограничено. Декодирующий предмет в одном пространстве может быть только один и выступать в роли акцента.

Современная бытовая техника используется не только по своему прямому назначению, но также может выступать в качестве украшения интерьера. При этом обязательное условие: бытовая техника должна быть современной.

В заключении можно сказать: стиль хай-тек − это одно из интереснейших современных направлений в дизайне, актуальных на сегодняшний день в США. Данное направление нашло довольно широкое распространение, большинство частных элитных коттеджей оформлено именно в этом стиле.

Шебби-шик как художественно-стилевое направление в постиндустриальном дизайне

Шебби-шик (от английского Shabby chic) − стиль исключительно декора интерьера и моды. Сам стиль достаточно молодой, его родиной считается Англия. Стоит напомнить, что для самой Англии характерен викторианский стиль. Бережливые англичане любили покупать вещи на барахолках и блошиных рынках.

Помногу раз перекрашенные шкафы, комоды и другая мебель, текстиль из добротного дамаска в цветочек, самосвязанные салфетки и скатерти. Всё это стало основой своеобразной базы строительных материалов для создания стиля шебби-шик. Не последнюю скрипку в появлении этого стиля также сыграло наличие интереса в обществе к историческим стилям в интерьере.

Итак, Англия, 80-е гг., английский декоратор Рейчел Эшвел. Именно с её лёгкой руки увлечение англичан стариной выросло в отдельное дизайнерское направление и стало востребованным не только в Англии, но и за её пределами. Рейчел была большой любительницей старины, поэтому она создала оригинальный дизайн своего дома, оформив его полностью в едином стиле.

В поисках неординарных решений она собирала в основном с блошиных рынков старую антикварную мебель, реставрировала её, пытаясь придать современный облик, но с налетом старины. Интерьер ее дома получился очень романтический, и Эшвел дала ему название шебби-шик. Без сомнения, этот стиль нашел своих почитателей и очень быстро стал вполне популярен. Рейчел достаточно умело реставрировала старинные предметы интерьера, а также продавала их через интернет, что кстати принесло ей немалую прибыль.

Сам термин «потертая старина» стали использовать не только для предметов интерьера, но и как название абсолютно нового дизайнерского стиля. У данного стиля своё философское направление. На первый взгляд кажется полный беспорядок, но это совершенно не так, так как сам стиль предполагает точную, ювелирную работу дизайнера. Это абсолютно стопроцентный дизайнерский стиль. Здесь нет мелочей, всё должно быть грамотно рассчитано, выверено, подобрано.

Шебби-шик, несмотря на кажущуюся универсальность и сочетание фрагментов из других стилевых решений, имеет свои, свойственные только ему, характеристики:

  1. так как этот стиль пришел к нам из того времени, когда в основном использовались натуральные материалы, то в отделке помещений приветствуются камень или дерево;
  2. при отделке стен или потолка в помещении идеально использовать окрашивание в светлые тона или неровное оштукатуривание, возможно также использование обоев с цветочным орнаментом, достаточно часто используется лепнина;
  3. цвет: используются только нежные пастельные тона, цвет пыльной розы, кремовые, персиковые, голубой белые;
  4. обязательно присутствует растительный рисунок с преобладанием цветов, чаще это розы и пионы, или птицы, при этом недопустимо использование в рисунках строгих геометрических форм;
  5. аксессуары в достаточном количестве. При оформлении интерьеров используются статуэтки, в основном в виде фарфоровых ангелочков, допустимо использование картин и различных настенных украшениях, также применяются связанные вручную салфетки и скатерти;
  6. мебель: стиль и форма мебели не столь важны. Главное условие − она должна быть антикварной, винтажной или искусственно состаренной, то есть со следами истории.

В заключение можно сказать, шебби-шик − это достаточно дорогой стиль, так как используются качественные, традиционные вещи из натуральных материалов и возраст этих предметов только увеличивает их цену. Следует также помнить, стиль шебби-шик предпочитает не следовать за модой, а предпочитает именно демонстрацию качества и хорошего вкуса во всём.

Фьюжн как художественно-стилевое направление в постиндустриальном дизайне

Фьюжн происходит от английского fusion – «слияние». Основой данного стиля является сочетание несочетаемого, это своеобразный винегрет всевозможных стилей и направлений как в архитектуре, так и в дизайне интерьеров. Несмотря на такое сочетание несочетаемого, фьюжн остается вполне самостоятельным стилем, не теряя при этом своей целостности и гармонии.

Прародиной фьюжн признано считать Филиппины. В 80-х гг. прошлого столетия он появился как движение нескольких дизайнеров. Исходя из других источников, стиль фьюжн зародился в США. При этом одно остается бесспорным и неизменным, стиль фьюжн – это вполне самостоятельный стиль, который вполне пришелся по вкусу сначала дизайнерам интерьеров, а затем нашел применение и в архитектуре.

Фьюжн, в отличие от других направлений, не имеет своего четкого почерка, но при этом обладает отличительными особенностями: это, в первую очередь, слияние культур, традиций и стилей, воплощающих в себе неординарные решения и объединяющие полные противоположности. Это как совмещать джаз и фольклор, классический балет с народными танцами, а кулинару подать блюдо одной кухни под соусом другой.

Фьюжн в архитектуре – это стиль свободного художника, где особый упор делается на проектирование дома и окружающий ландшафт. При этом есть три основных момента, три столпа:

  1. Цвет базируется на единой цветовой гамме, но обязательно включение ярких пятен. Например, серый фасад здания разбавлен яркими оранжевыми балконами, отделкой окон и дверей;
  2. Отделочные материалы. Здесь достаточно большое поле для экспериментов: натуральное дерево, камень и кирпич в сочетании с пластиком, например, в деревянном доме мозаичные окна;
  3. Фактура: здесь полная свобода выбора. Для достижения максимального эффекта, элементы специально выделяют или подчеркивают.

Фьюжн – это стиль, опирающийся, в первую очередь, на вкус, гармонию, видимую простоту и чувство меры. Для дизайнера это – своеобразный экзамен, проверка на чувство меры, вкуса и эстетики, профессионализма. Фьюжн – это микс, но вполне гармоничный и эстетичный, местами даже естественный. Несмотря на смешение стилей и абсолютно разные предметы, всё в совокупности должно смотреться целостно.

При этом допускается соседство роскошных предметов с достаточно простыми. Для внутреннего интерьера данного направления характерны:

  1. животные принты: полосы зебры, тигра, антилоп, растительный орнамент;
  2. достаточно яркая цветовая палитра, применяются такие цвета как: розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый, фиолетовый. Однако их нужно очень умело сочетать дабы не перегрузить интерьер;
  3. богатый текстиль, пышные ковры, яркие подушки с колоритными принтами и отделкой, бархатные портьеры пафосного вида;
  4. использование антиквариата и винтажных вещей. Стиль фьюжн это достаточно недешевый стиль. В домах, где его используют, новинки мебели соседствуют с антикварными или даже фамильными предметами.

Еще одной отличительной чертой является комбинация изысканного и дорогого материала с дешёвым: натуральная древесина и пластик, камень и алюминий, стекло и винил. Например, стол из цельной древесины ручной работы и кресла из акрила, старинное фактурное кресло и грубая циновка в качестве ковра. Освещение в данном стиле должно быть приглушенным, рассеянным, мягким, как бы объединяющим все предметы цвета и аксессуары воедино.

В заключение можно сказать, стиль фьюжн − это организованный беспорядок, в котором, однако, уютно, весело и беззаботно.

Минимализм как художественно-стилевое направление в постиндустриальном дизайне

Минимализм – это в первую очередь философия жизни. Умеренность, свобода – это закономерность, где количество переходит в качество. Данная тенденция чётко отражается в архитектуре. Большие пространства, много света и как можно меньше ненужных деталей. В нашей природе заложено стремление к простоте – это и есть чистый, функциональный, практически идеальный минимализм.

Данное направление зарождалось в Западной Европе после Второй мировой войны. Требовалось в кратчайшие сроки восстанавливать разрушенные здания, применяя новые архитектурные решения. Минимализм полностью соответствовал этим запросам. На развитие этого направления большое влияние оказали две страны: Нидерланды и Япония.

В 1917 г. в городе Лейден, Нидерланды, образовалось сообщество художников под названием «Стиль». Одним из участников этой группы был немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, считающийся родоначальником минимализма в архитектуре. В возрасте 50 л. он переезжает в Америку и продолжает активно работать и создавать здания в характерном ему стиле минимализм.

Людвиг разрабатывает модель «универсального здания» – здания в форме параллелепипеда, разделённого равными стойками с большими окнами, пропускающими максимум дневного света. Его творение стали образцом градостроительства в XX в.

Окончательно, как стиль, минимализм сформировался под влиянием японской культуры. Знаменитый японский минималистический архитектор Кадзуе Сэдзима и его работы: Новый музей в Нью-Йорке 2010г.; Маленький дом в Токио 2000 г.; Дом в окружении сливовых деревьев в Токио 2003 г. Девиз архитекторов: «меньше – значит больше» – знаменитое высказывание архитектора Людвига Мис Ван Дер Роэ о своём творчестве. Данное выражение живо и по сей день. Это стало кредо строителей: делать проще и больше, но с минимальными затратами.

На сегодняшний день минимализм это одно из востребованных стилей в архитектуре. Объект в стиле минимализма несёт в себе максимум функций, при этом какие-либо украшения или элементы, несущие на себе нагрузки, исключаются. Основные фигуры: прямоугольник или круг, прямые, вертикальные или горизонтальные линии.

Здание в стиле минимализма зачастую называют «коробками», но не всё так просто. Акцент сознательно смещен на идеальные геометрические формы и фактуру. Этажность минималистического строения, как правило, в пределах двух этажей, а зачастую и одноэтажные. При строительстве зданий и сооружений уделяется большое внимание качеству материалов.

Зачастую это монолитное строительство, самые распространенные материалы − бетон и стекло. Эстетическая красота создается благодаря использованию именно природных фактур, причём количество цветов должно быть ограниченным. Базовые цвета − это природные цвета: светлые или нейтральные оттенки природных материалов. Наиболее распространенными считаются белый цвет, а также оттенки серого и коричневого.

Тенденция последнего времени − использование оттенков зелёного цвета, геометричность линий подчёркивается чёрным цветом. Дабы создать ощущение широты и простора, помещения максимально освобождаются от внутренних перегородок, большие витражные окна дают возможность перехода экстерьеров в интерьер. Минимализм в дизайне характеризуется лаконичностью, точностью, ясностью композиции, а также выразительностью средств.

Характерной чертой в интерьере является построение внутреннего пространства путем использования только необходимых предметов и света. Освещение в минимализме дает тепло и объем, поэтому освещению уделяется достаточно большое внимание. Никакого декора, никакого орнамента.

Минималистическая архитектура − это всемирно известное направление. Оно находит своё применение в торговых центрах, офисах общественных зданий, культурных и выставочных музейных ансамблях, а также в частных интерьерах и дорогих виллах. Этот стиль характеризуется как симбиоз пространства и света, с использованием только необходимых вещей. Самое важное − грамотно спланировать пространство. Необходимо также безупречное чувство стиля и меры.

Музей современного искусства МОМА, Манхэттен, Нью-Йорк был основан в 1928 г. в 6 зданиях офисного центра. При первом взгляде на это здание кажется будто оно сплошь состоит из стекла и вовсе лишено внутренних перегородок и стен, при этом оно наполнено воздухом и светом. Поражает воображение огромными размерами, а также обилием архитектурных приемов, собранных в одном проекте.

Данный образ − это демонстрация смелых идей и новаторского подхода. Выставочный павильон Веймарской республики в Барселоне. Архитектор − основоположник минимализма, Людвиг Мис ван дер Роэ. Здание построено в 1929 г. Строилось как место для выставки экспонатов, сам павильон выступил в роли знаменитого экспоната международной выставки.

Здание Фонда Ланген, в комплексе музейного острова Хомбройх построено в 2004 г. Архитектор Тадао Андо использовал свой фирменный прием: бетонный объём, заключённый в стекло. Само сооружение представляет собой стеклянный короб, внутри которого находится строение из бетона. Подсветка здания создает ощущение парения в воздухе, добавляет эффект также водная гладь, которая окружает здание с трех сторон.

По нашему мнению, стиль минимализм – это целая эпоха в постиндустриальном дизайне, одно из интереснейших и наиболее комфортных направлений современности. Рассмотрев подробно стилистические направления постиндустриального дизайна, мы приходим к выводу: на заре своего становления в эпоху промышленной революции, дизайн заимствовал многие идеи в архитектуре.

А в конце прошлого столетия, именно постиндустриальный дизайн становится законодателем моды, в первую очередь, в архитектурном формообразовании, например: стиль хай-тек. Все стилистические направления в постиндустриальном дизайне сосуществуют, перетекают один в другой, взаимодействуют и обогащают друг друга, образовывая достаточную пеструю, но без сомнения интересную картину. Без сомнения, все стили постиндустриального дизайна имеют общие черты – это функциональность, конструктивизм, прагматичность, рациональный подход к пространству, удобство и конечно эстетика.

Сегодня постиндустриальный дизайн вышел далеко за границы проектирования отдельных промышленно изготовляемых предметов и предметных комплексов, он полностью формирует предметно-пространственную среду человека в целом, в прямом значении этих слов. Дизайн стал самостоятельным видом проектно-художественной деятельности всех сфер жизнедеятельности человека.