Период позднего Классицизма — Ампир (франц. empire — империя) — приходится на первую треть XIX в. и связан с именем Наполеона Бонапарта. Этот период принято выделять как самостоятельный. Он отличается парадностью и пышностью в архитектуре и прикладном искусстве.
Первый император Франции нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи и потому стремился к блеску и помпезности, которые некогда окружали римских императоров.
Стиль Ампир отличается монументальностью и контрастными рельефными деталями, активным использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектуры (особенно военной эмблематики).
Но термин этот правильно применять лишь к искусству наполеоновской Франции и только иносказательно «русским Ампиром» можно именовать помпезные творения архитекторов К. Росси и В. Стасова, отражающие идеи триумфа и имперский образ Санкт-Петербурга. «Русский Ампир» (это определение правильнее брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.
После Отечественной войны 1812 г. и пожара 2-6 сентября в Москве выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения г. Москвы. Хорошим тоном для москвичей стало иметь небольшой дом с мезонином, а Комиссия для строения г. Москвы регламентировала их окраску: цвета «дикой» и «бланжевой» — светлосерый и цвет светлой охры. (Темная окраска запрещалась.) Стиль, в котором работали архитекторы послевоенной Москвы, и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался таким большим своеобразием, что правильнее опять-таки называть его не Ампиром, а московским Классицизмом.
Московские особняки (их можно увидеть на Пречистенке и Старом Арбате) действительно имеют элементы ампирного декора: триумфальные венки, факелы, дикторские топоры, грифоны и связки стрел. Но масштаб зданий, пропорции, усадебная планировка и трактовка элементов декора не соответствуют «стилю Империи». Московский стиль оставался камерным, «домашним», с низкими потолками, антресолями, уютными уголками и мебелью в стиле «русский жакоб».
«Русский жакоб»
У мебельного «русского Классицизма», который иногда называют Ампиром александровским, была короткая, но интересная предыстория, которая началась еще до вступления на престол Александра 1, при императоре Павле.
Развитие производства отечественной мебели этот самодержец, ненавидевший Францию, стимулировал просто: запретил ввоз в Россию чего бы то ни было французского. Тем не менее образец для подражания русскими мастерами был выбран все-таки французский. Им оказался модный тогда парижский мебельщик Жорж Жакоб.
«Русский жакоб», называющийся также «Павловским Ампиром», отличался от французского простотой и монументальностью форм и был ближе к Классицизму, чем к Ампиру. Впервые в России мебель начали делать из красного дерева и карельской березы. Декор, как правило, был очень прост и состоял из штампованных латунных тяг, уложенных в простейшие геометрические фигуры. Важной особенностью нового стиля была его « архитектурность».
При Александре I ввоз в страну импортной мебели тоже не поощрялся. И в русском варианте мебель в стиле Ампир приобрела строгое классицистическое членение формы. И это понятно, ведь ее проектированием активно занимались архитекторы А. Воронихин, К. Росси и Тома де Гомон. Карнизы, колонны, архитравы и фризы превращали всевозможные шкафы, этажерки и зеркала в величественные здания, так что в интерьере возникал свой город, вторивший видам из окна.
Обычно мебель «русского Ампира» делят на три категории. Ближе всего к французскому оригиналу была дорогая мебель, изготовленная в лучших петербургских мастерских по заказу императорского двора. Усадебная обстановка была уже подражанием столичной моде, и ее упрощенность чувствуется гораздо яснее. Наконец, примерно в 1840-е г. холодный имперский стиль окончательно прижился в скромных жилищах небогатых помещиков и чиновников. Французские формы перевели в местные материалы. Стал популярен тот вариант Ампира, который в Европе назвали Бидермайе-ром. Для этой мебели брали лицy, ясень или березу, тонированные под ценную древесину.
Для роскошной дворцовой обстановки использовали красное дерево, палисандр или карельскую березу, которые декорировали массивными бронзовыми накладками, золоченой либо тонированной резьбой. Очень характерным было сочетание основного белого тона и позолоты на резных деталях.
Знать развлекалась: непременными атрибутами гостиных стали бильярд и карточные столы с раскладывающимися столешницами.
К ним прилагались стулья с высокой спинкой, чтобы на них могли опираться стоящие вокруг стола зрители. Музыкальные салоны украшали кресла с лирами на спинках. Диваны из карельской березы, столы, затянутые зеленым сукном, красовавшиеся в гостиных русского дворянства того времени, потом перекочевали в советские кабинеты.
В качестве обивки использовался однотонный в полоску либо с цветами шелк (для дорогой мебели) или ситец и репс (для мебели подешевле). Возле дивана обычно помещался одноногий круглый или восьмиугольный стол, похожий на тумбу. Практичность н удобство для Ампира не имели первостепенного значения, ведь для настоящей империи величие гораздо важнее комфорта.
В конце XVIII в. в столице Российской империи Генрих Гамбс открывает свою мебельную фабрику на которой производилась в основном мебель красного дерева, отделанная латунью и бронзой: бюро, туалеты, комоды. Он первый начал делать мебель в стиле «русский жакоб». Карельская береза и тополь наряду с красным деревом становятся основными материалами для ее производства. Мебель этого времени, в связи с повальным увлечением всем английским, редко имеет форму, напоминающую помпезную французскую. И название «жакоб» является нарицательным именем для многих предметов мебели, видимо, из-за того же недоразумения, по которому всех иностранцев на Руси называли «немцами» — т. е. «немыми», не могущими говорить по-русски.
Наряду с мебелью «крупных форм» производятся кресла, угловички, столики и книжные шкафчики, которые пользуются сейчас огромной популярностью. Со временем мастерские, производящие мебель стиля«жакоб», появляются и в Москве. А вскоре и крепостные усадебные мастера начинают копировать фабричные вещи. Но между этими предметами существует ощутимая разница. Усадебные — более массивные, они чуть грубее, но зато основательнее, прочнее своих дворцовых «двойников», ведь они рассчитывались на солидный вес помещика. Прекрасные образцы усадебной мебели были выполнены мастерами усадеб Архангельского, Останкино, Тверской губернии.
Сегодня антикварные вещи завораживают нас своей неповторимостью, , ведь каждый предмет мебели — индивидуален. 11еред человеком, входящим в крут старых исторических вещей, открывается фантастический мир, который существует по своим законам. В этом — секрет очарования вещей прошлого и притягательность коллекции антикварной мебели «русский жакоб». Ведь флер, которым одело эти вещи Время, только повышает их рейтинг.
К середине XIX в. в архитектуре и декоративном искусстве многих стран Классицизм был вытеснен эклектикой — заимствованием декоративных элементов прежних стилей (Готики, Возрождения, Барокко), сентиментализмом и романтизмом. А в России поздний академический Классицизм середины и второй половины XIX в., который являлся официальным стилем монархии, сдерживал и тормозил развитие прогрессивного искусства.
В конце этой главы непременно надо сказать несколько слов о культурном. Ресайклинг — одна из современных тенденций европейского, американского и японского дизайна, когда к Классике или Классицизму обращаются как к собранию цитат из искусства, архитектуры, декора. И перерабатывают, утилизируют наследие прошлого, отыскивая среди эпох, стилей и героев образцы для творческого копирования. И пусть в вашей современной квартире появится хоть один предмет «благородного происхождения», мелькнет на заднем плане римский профиль бога или богини. И пусть этот Классицизм будет модной игрой, ведь без иронии в сегодняшнем дизайне не обойтись.