Классицизм — это тот стиль, который в быту путают с Классикой. Вы говорите себе: «У меня в интерьере будет, конечно, Классика». А говорите вы о Классицизме (от лат. classicus — образцовый) — стиле и направлении в искусстве XVII — середины XIX вв.
Путаница происходит потому, что стиль Классицизм взял за образец наследие античной культуры. И не только ордерную систему классической архитектуры, но и философские представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной природе. Для искусства Классицизма характерна тяга к выражению возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема стиля — торжество общественных начал над личными и торжество долга над чувством. Этому стилю свойственна строгая организованность логичных и гармоничных образов. Но надо помнить, что Классицизму присущи и черты утопизма, и идеализация образов, которые особенно ярко проявились в середине XIX в., в период его кризиса.
Для архитектуры Классицизма (Л. Лево, Ф. Мансар, К. Псрро, Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду во Франции, К. Г Лангханс в Германии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое в России) типичны регулярность планировки, четкость и геометрическая правильность форм, когда на гладких плоскостях стен выделяются лепнина, античные портики, колонны и статуи. Все то, что мы так любим воспроизводить у себя в жилище в большей или меньшей степени.
Скульптура эпохи Классицизма (скульпторы Э. Фальконе, Ж. Гудон) отличается строгостью и сдержанностью, гармоничностью форм, спокойствием поз, когда даже малейшее движение не нарушает формальной замкнутости героя или героини. В живописи Классицизма (Н. Пуссен, К. Лоррен) также господствовал интерес к античным мотивам и героическим образам.
А родился Классицизм в XVII в. во Франции в эпоху правления короля-солнце Людовика XIV (1643 — 1715). Это был официальный стиль монархии, он отражал победу абсолютизма в политической жизни и торжество рационалистических принципов в культуре. (Подробнее — см. «Интерьерные стили Франции».)
Со второй половины XVIII в. начался следующий этап развития Классицизма, который вновь возродился во Франции, сменяя капризное Рококо. Классицизм того времени был связан с идеями Просвещения, а в конце XVIII в. — с идеалами Великой французской революции 1789-1794 г. И в этом состоит особенность стиля, который, появившись как стиль абсолютизма, существовал не одно столетие, переплетаясь с другими стилями и направлениями, приобретал новую окраску, но не менял своего предназначения быть официальным стилем эпохи.
В России Классицизм победил с изменением общественных вкусов без видимой борьбы и полемики. Конец 1750-х г. — еще время расцвета Барокко, середина 1760-х — уже начало широкого распространения Классицизма. Стиль Барокко уходил, не дожив до стадии упадка. В 1761 г. еще достраивались такие его шедевры, как Зимний дворец и Никольский собор в Петербурге, но уже возник конфликт вокруг строительства столичного Гостиного двора. Купечество настояло на отстранении от работ певца Барокко Ф. Б. Растрелли и передаче строительства А. Ф. Кокоринову (1726-1772) и Ж.-Б, Валлен-Деламоту (1729-1800). Новое время настойчиво требовало нового стиля.
С утверждением Классицизма в России окончательно утвердилось новое зодчество и новые методы творчества. В архитектуре (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое) соединились изучение памятников античной архитектуры и внимание к практическим нуждам городских площадей, общественных зданий и жилых домов. Классицизм превратился в широкое национальное художественное движение.
А в Москве во второй половине XVIII — начале XIX вв. отчетливо проявилась тенденция формирования своего собственного направления, которое получило название московский Классицизм, в отличие от Классицизма Петербурга.
Принято считать, что принципиальный отказ от деревянного строительства в XVIII в. произошел по соображениям пожарной безопасности. Но все же переход к каменному строительству был связан скорее с самодержавием. Сооружения из кирпича нравились Петру Великому больше деревянных, так что он даже издал знаменитый указ об обязательном перекрашивании деревянных домов под каменные. Однако на Москву царь смотрел сквозь пальцы, не то что на Петербург. В результате даже в XIX в. Москву по-прежнему строили из дерева: привычнее, быстрее, дешевле, дышится легче, а главное — протопить такой дом значительно проще. Лишь с середины XIX в. удельная доля кирпича в строительстве только-только перевалила за половину.
После указа императора Петра III «О вольности дворянства» (1762 г.) образованные русские люди с опытом заграничной жизни уезжали в свои усадьбы в провинции, устраивали быт в Москве и Подмосковье. В отличие от казенного Петербурга, архитектура которого была скована жестким регламентом. Москве сохранялся привычный русский уклад жизни. Деревянная Москва, хотя и не единожды горела, сохраняла традиционную радиально-кольцевую планировку и тесноту застройки и всегда оставалась русской по духу. Москвичи не хотели селиться в квартирах доходных зданий, а предпочитали жить по-прежнему — своей семьей, сохраняя собственный мир уютного двора и маленького садика с беседкой.
В Москве, с ее патриархальными нравами, строили и в формах Барокко, и в формах Классицизма, но всегда с заметным уклоном в сторону этакой «Московины». Тогда как петербургский Классицизм индивидуален, в его архитектуре даже по отдельным мелким деталям легко опознать автора здания, будь то Карло Росси, Тома де Томой, Андреян Захаров или Андрей Воронихи п.
Стиль московского Классицизма распространялся и в подмосковных загородных усадьбах: Юсуповых в Архангельском, Шереметевых в Останкино и Кусково, Демидовых в Петровском-Алабино. В подмосковных усадьбах и провинции традиционный деревянный сруб соединяли с классическими колоннами — вертикально поставленное бревно обшивали фанерой или досками, обтягивали холстом и покрывали слоем беленой штукатурки. Только фундамент у таких домов был из известняковых блоков. Композиция дополнялась треугольным фронтоном, мезонином, каменными. львами перед подъездом. Именно такие небольшие дворянские особнячки, куда хозяева приезжали на зиму из своих усадеб, и составили славу знаменитого деревянного московского Классицизма.