Слово Дизайн используется очень (слишком) часто неуместно. Что такое дизайн, сложно объяснить в двух словах. Дизайн — сложная дисциплина. Самая распространенная ошибка — путать дизайн со стилем. Нас окружают стилистически выверенные продукты.
Внимание компаний к стилю со временем росло благодаря росту эстетической культуры рядового потребителя. Во многих случаях эта тенденция воспринималась компаниями просто как стимул предлагать все более модные продукты со всеми вытекающими из такого подхода последствиями.
Продукт, созданный для того, чтобы быть стилистически очень привлекательным, то есть модным, очень часто имеет эстетические характеристики, которые делают его коммерчески недолговечным, что характерно для сезонного управления рынком модной одежды. Конечно, некоторые моды возвращаются, поэтому некоторые предметы могут циклически находить новую жизнь, но по сравнению с циклическим характером моды на одежду, циклический характер моды на промышленные продукты имеет еще одну трудность: промышленный продукт часто теряет свою полезность, функциональную или технологическую современность. . Например, если модный в определенный период кухонный стул действительно может вернуться в моду в последующий период, то вряд ли это может произойти с телевизором или с пишущей машинкой.
Есть также примеры вневременного стиля, такие как некоторые продукты Баухауза начала двадцатого века или некоторые промышленные продукты Made in Italy шестидесятых и семидесятых годов. Очень часто эти образцы стиля, выходящие за рамки любого определения временной моды, характеризуются выраженным формальным минимализмом или очень важной знаковой чертой. Многие современные компании вдохновляются этими очень успешными примерами стиля, повторно предлагая в своих продуктах отличительные признаки продуктов прошлого.
Apple признана во всем мире как компания, заботящаяся о дизайне, ее продукты — это те, которые больше других сочетаются со словом дизайн. Глубоко проанализировав продукты и компанию Apple, можно более четко различить разницу между стилем и дизайном.
Со стилистической точки зрения продукты Apple очень точны, это прямо не означает, что они еще и дизайнерские продукты. Стиль Apple явно и открыто вдохновлен дизайном продуктов Braun ХХ века. Джони Айв, менеджер по дизайну Apple, никогда не скрывал, что его вдохновляют продукты мастера Дитера Рамса, менеджера по историческому дизайну в Braun и известного создателя десяти принципов хорошего дизайна, десяти «заповедей», которые помогают нам лучше определить, что как дизайн.
Глядя, например, на первый Apple iPod, нельзя не заметить стилистическое сходство с радиоприемником Braun, разработанным Дитером Рамсом много лет назад. Это стилистическое сходство между продуктами Braun и Apple не ограничивается одним продуктом, а распространяется на многие другие. Это не означает, что Apple и Джони Айв рабски копировали Брауна и Дитера Рамса. Стилистически говоря, у них очень похожие языки, и Джони Айв открыто вдохновлялся учителем Дитером Рамсом (Джони Айв также редактировал, среди прочего, предисловие к биографии Дитера Рамса).
Если мы можем определить стиль с помощью формального языка, цветов, пропорций, объемов объекта, как мы можем определить дизайн самого объекта? Дизайн объекта состоит из множества невидимых компонентов, то есть дизайна внутренних элементов конструкции, дизайна взаимодействия пользователя с самим объектом. Дизайн также исследует производственный цикл и жизненный цикл объекта, упаковку и позиционирование на рынке, а также многие другие технические, производственные и коммерческие аспекты.
Таким образом, стиль является лишь одной из составляющих дизайна. То, что мы видим в объекте, является свидетельством почти невидимого, очень сложного проекта. Стиль – это следствие проектно-ориентированного процесса, это внешнее тело, отданное душе проекта.
Поэтому, чтобы стиль объекта был эффективным, он должен быть неотъемлемой частью более глубокого и сложного дизайнерского проекта. Чтобы дизайн объекта был эффективным, он должен соответствовать, по крайней мере, десяти принципам хорошего дизайна, теоретизированным много лет назад Дитером Рамсом, но до сих пор абсолютно актуальным:
1. Хороший дизайн инновационный
2. Хороший дизайн делает продукт полезным
3. Хороший дизайн эстетически эффективен
4. Хороший дизайн делает продукт понятным
5. Хороший дизайн не навязчив
6. Хороший дизайн честный
7. Хороший дизайн долговечен
8. Хороший дизайн заботится о мельчайших деталях
9. Хороший дизайн — это экологично
10. Хороший дизайн, максимально незаметный
Как видно из декалога исторического бывшего менеджера по дизайну Braun, стиль — это лишь один из моментов, которые делают проект хорошим дизайнерским проектом.
Многие окружающие нас изделия, к которым добавляется слово дизайн, на самом деле обладают лишь безупречным стилем или модным стилем, иногда они выполнены по одной из десяти заповедей Дитера Рамса, но едва ли они разработаны с соблюдением всех необходимых указаний, чтобы они были действительно хорошими объектами дизайна.