Сюрреализм (франц., букв. «сверхреализм») – направление в авангардистском искусстве 20 века, сменившее дадаизм. Основано на идее отображения «сверхреальных» явлений, алогичных связей объектов материальной действительности, свидетельствующих об иной, высшей реальности.

Согласно сюрреалистической эстетике, подобные образы возникают в необычном психическом состоянии: сна, гипноза, транса, опьянения и т.д. В то же время бред, сон, видение конкретны и осязаемы так же, как прозаические материальные предметы. Отсюда предельная иллюзорность «невозможных объектов».

Французский писатель А. Бретон выдвинул принцип автоматического (бессознательного) письма, когда рука рисует и пишет как бы сама собой, без участия разума, воспроизводя ассоциации, рождаемые сознанием и подсознанием. В возникновении сюрреализма видят реакцию на чрезмерный рационализм искусства начала 20 века. С идеологической точки зрения это направление отражает растерянность и пессимизм «потерянного поколения» в период между двумя мировыми войнами.

Идеологи направления – французские литераторы А. Бретон, Г. Аполлинер. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона (интуиция – единственное средство познания истины и акт творчества имеет иррациональный характер), на философии идеализма Вильгельма Дильтея, проповедующего важную роль фантазии и случайного в искусстве, и на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом «бессознательного» и с культом полового инстинкта – «либидо», которые сублимируются в творческий акт.

Наиболее яркие представители сюрреализма: Андре Масон (быстрые наброски животных, растений, фантастических декоративных форм), Хоан Миро (подражание детскому рисунку, мир, увиденный как сквозь микроскоп), Макс Эрнст, принесший в основной его принцип – «обман глаз», Ив Танги с его пейзажами, напоминающими мертвую пустыню, оживляемую фантастическими растениями или животными.

Этот иррациональный мир, написанный с подчеркнутой объемностью, натуралистические детали, переданные с фотографической точностью в сочетании с абстрактными формами воспроизводится с целью показать реальность подсознательного, мистического болезненного, воздействовать на зрителя кошмарными ассоциациями – наиболее типичные черты сюрреализма. В картинах «тяжелое повисает», «твердое растекается», «мягкое костенеет», «прочное разрушается», «безжизненное оживает», а живое гниет и превращается в прах.

Кульминацией сюрреализма является творчество испанского художника С. Дали, появившегося на горизонте этого направления в 30 е годы и определившиего свой метод как «интуитивный способ иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций».

В 60 е годы стал уступать позиции новой волне абстракционизма и новым направлениям авангардизма, прежде всего искусству поп арта. Тем не менее, сюрреализм оказал идеологическое влияние на художников авангардизма, модернизма, постмодернизма.

Отдельные сюрреалистические приемы в последующие годы использовали в театре, кинематографе, ювелирных изделиях и т.д.