Исторически наиболее широкая и протяженная по времени стилистическая общность – стиль эпохи. Исторический художественный стиль или стиль эпохи определяет крупные этапы развития культуры на основе принципиальной общности ее характерных художественных черт.

Изменения общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами, и происходят они в течение длительного исторического периода. Условно в истории культуры выделяют следующие стили: Канонический – древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами.

Античный (классический) – стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры. Романский – художественный стиль, сформировавшийся в Западной Европе в эпоху раннего средневековья в ХI – ХIII вв.

Готический – художественный стиль, отразивший эстетические взгляды людей в период позднего Средневековья с ХIII по ХV вв. Ренессанс – художественный стиль ХV – ХVI вв., отразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству.

Барокко – художественный стиль ХVII века, отразивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полностью исключавший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувственность, роскошь, массивность, величие, интерес к мистике, аффектация.

Рококо – художественный стиль ХVIII века, логический вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство, галантность, гедонизм, бездумность, интерес к пасторалям.

или ампир – художественный стиль первой четверти ХIХ века, выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культуре, костюму. ХIХ столетие вместило в себя еще несколько стилевых направлений: романтизм, дендизм, бидермайер – вторая четверть ХIХ века, второе рококо – третья четверть ХIХ века, позитивизм — 70-80е годы ХIХ века.

Модерн – художественный стиль, существовавший с конца ХIХ до начала Первой мировой войны в ХХ веке. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих плавных линиях, эклектичности.

В рамках больших стилей могут возникать более кратковременные стилевые направления, т.наз. микростили, которые могут проявлять себя только в отдельных видах искусства или в костюме. Например, стиль включал в себя испанский маньеризм и германскую реформацию. ХIХ век дробится на множество стилевых направлений, длящихся всего несколько десятилетий.

В ХХ веке смена стилей стала еще более быстрой: теперь каждое десятилетие выработало свои стилевые черты. Существует региональный или этнический стиль, обусловленный жизненным опытом данного народа, его психологическими особенностями, его менталитетом.

Национальная стилистическая общность отчетливо видна в искусстве любого народа, и по стилевым признакам можно отличить произведения русского искусства от, например, немецкого или французского. Каждая стилистическая общность и каждая эпоха имеет своих творцов стиля, талантливых, креативных людей, чувствующих время и способных выразить его дух в произведениях искусства.

Эти художники имеют свой индивидуальный стиль, свой творческий почерк. Они творят в рамках большого стиля, но иногда они «обгоняют время» и способны предвосхитить зарождающуюся тенденцию в той или иной области искусства.

Ускоряющийся темп исторического развития и связанное с этим повышение интенсивности жизни личности ведут к тому, что в течение жизни у художника могут существенно меняться вкусы, предпочтения, ценностные ориентации. Возникают стилистические периоды в творчестве.

Так у П. Пикассо наблюдаются реалистический, «голубой», «розовый» периоды. Все они имеют разную стилистическую окраску. Иногда в творчестве художника возникает некая целостность и неповторимость у отдельного произведения, которое отличается от других его работ.

В этом случае речь может идти о стиле одного произведения. В последнее время стало возможным говорить даже о стиле элемента произведения. Сегодня одним из способов создания произведения стал коллаж, которому присуща стилевая мозаичность, когда разные части произведения имеют разный стиль.

Существуют дизайнерские стили, которые искусственно созданы группой дизайнеров, например стиль «Мемфис» или «Де Стиль». Можно говорить о национальных моделях дизайна, таких, например, как скандинавский, немецкий или французский дизайн. И каждый из них имеет свои стилевые особенности, отличные от других.

Существуют стилевые направления в искусстве, такие как «кубизм», «поп-арт» или «сюрреализм». Наконец, есть еще индивидуальный стиль, как стремление отдельной личности позиционировать себя в обществе, конструируя свой внешний облик.

Итак, существует иерархия стиля: от большого исторического стиля до авторского стиля художника и имиджа отдельного человека.