Сегодня, когда речь заходит о Модерне, перед глазами непременно возникают витражи с переплетающимися листьями и стилизованными цветами. Ведь витражи — это самый излюбленный элемент этого стиля. Так что интерьер в стиле Модерн получается очень даже затратным, но Модерн, конечно, стоит этого.
Эмиль Галле (1846-1904)
На-эпоху Модерна приходится расцвет творчества Эмиля Галле. Имя Эмиля Галле в нашей стране, к сожалению, больше известно узкому кругу знатоков и коллекционеров, но на антикварных аукционах, в кругу ценителей, в Эрмитаже имя Галле звучит с оттенком почитания.
Эпоха Модерна вообще отличалась особым вниманием к художественному стеклу этому замечательному пластическому материалу. Многие художники экспериментировали в этой области и добились удивительных результатов. Но, пожалуй, никто, кроме Галле, не достиг таких вершин. Его стекло говорило и пело шелестом листьев и трепетанием стрекоз, объемностью и выразительностью образов и настроений. Обилие приемов просто не поддается перечислению: техника опалового стекла с изумительным сапфировым оттенком, каменная резьба по многослойному стеклу различных цветов и фактур, кислотное травление и гравирование, выпекание пластин, фольги и порошка из золота, эмалирование, в том числе и перегородчатое. И еще масса «живописных» технологических эффектов в виде пузырьков и трещинок придавали неповторимость каждой его работе.
Эффект легкости и хрупкой утонченности, свойственный изделиям из стекла, как нельзя лучше отвечал стремлению мастеров Ар-нуво к открытости интерьера, к его наполненности светом. С цветным художественным стеклом интерьеры приобрели насыщенное эмоциональное звучание.
Тиражная графика
Мир Модерна сформировал новый тип художника — универсальной артистической личности, мечтателя и практика одновременно. Художник той поры был архитектор, дизайнер мебели, книжный график, создатель скульптуры, майоликовых панно, мастер архитектурного оформления интерьера и торговых витрин, теоретик, поэт, драматург, создатель шрифта, ювелирных украшений, театральных плакатов.
Стиль Модерн прямо причастен к чрезвычайно широкому подъему тиражной графики. Литографированный рисованный плакат, выполненный первоклассными мастерами, вторгаетсяна улицы, расцвечивая и иллюминируя городскую среду. Это были: во Франции — Ж. Шере, П. Боннар, Ф. Буиссе, Л. Капьелло, Т. А. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек, А. Муха, в Германии — Л. Бернхард, Б. Пауль, О. Фишер, Ф. Штук, в Англии — Д. Харди и Дж. Хассел, в США — У Бредли, М. Пэррис и другие.
Яркий представитель постимпрессионизма — Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). В его полотнах и литографиях на темы быта парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе) язвительная ирония подчеркнута острой композицией и выразительным рисунком. В 1892 г. афиши Тулуз-Лотрека с певцом кабаре Аристидом Брюа-ном произвели в Париже настоящий фурор. На площадях и бульварах города глаз моментально выхватывал его афишу, выполненную в броских, лишенных тональностей красках. Но соли грубоватая лотрековская афиша с Бргоаном вызывала одновременно восхищение и возмущение, то появление изящной афиши Альфонса Мухи с изображенной Сарой Бернар убедило парижан в том, что плакат может быть произведением искусства.
Имя чеха и страстного чешского патриота Альфонса Мария Мухи (1860-1939), безусловно, ассоциируется со стилем Ар-нуво и Парижем той эпохи. И если архитектура стиля Модерн не получила в Париже всеобщего признания, то плакат Мухи завоевал сердца парижан буквально за одну ночь. Томная расслабленность женщин с его плакатов подчас напоминает болезненную смесь экстаза и смерти. Почти во всех женских образах Мухи присутствует более чем намек на «фатальность». Изысканные, прихотливые, в затейливом узоре из нежнейших цветов и своих волос, эти женщины «стиля Мухи» вошли во всемирную галерею женских образов.
Стиль Модерн, и в частности Ар-нуво, произвел опыт слияния европейской и восточной художественных традиций. Изобретательность японских художников в использовании минимального количества красок для создания богатой цветовой палитры продемонстрировала западным художникам, что цветовую ограниченность литографии можно превратить из недостатка в преимущество. Японские мастера показали также, что текст и картина могут составлять единое целое.