Произведения абстрактного искусства у многих вызывают резко отрицательную реакцию. Но не будем спешить с выводами, отвергая незнакомые и непривычные формы творчества. Постараемся их понять, увидеть неведомую галактику с новыми чертами образного воплощения, попробуем подойти к оценке их произведений, зная, что язык этого искусства отличен от реалистической живописи. Хотя бы потому, что модернизм — это эстетические корни таких популярных сейчас интерьерных стилей, как Ар-деко и Минимализм. А потом, некоторые произведения модернизма исключительно интерьерны и даже декоративны.
Модернизм — это общее название ряда направлений в искусстве конца XIX начала XX в., истоки которого в (декадентских) явлениях в буржуазном искусстве того времени. Настроение безнадежности, неприятия реальной жизни, культ красоты как единственной ценности, индивидуализм, демонстративное пренебрежение к социальным проблемам легли в основу многих проявлений модернизма.
Это было время великих революционных переворотов, произошедших в художественной культуре и пережитых ею невиданных потрясений. Эта эпоха знаменательна тем, что именно в это время формируется многоликая, противоречивая, но прочно взаимосвязанная мировая художественная культура.
Фовизм и экспрессионизм
Во Франции в 1905 г. образовалась группа живописцев, получивших в одной из рецензий наименование фовистов (франц. fauve — «дикий, хищный»). В Германии, в Дрездене, возникло общество «Мост», за членами которого закрепилось название экспрессионистов (лат. expression — «выражение»). Все они в первые несколько лет так или иначе были приверженцами эмоционально-колористической живописи. Из нее исключались светотеневая моделировка формы, учитывающая определенный источник света; объемно-пространственное построение композиции и воздушная перспектива. Оставался только цвет, который не воспроизводил краски природы в натуральном виде, а существовал в своей символической художественной гамме.
С распадом фовистов каждый из ее членов пошел своим путем, сохраняя опыт фовизма или порывая с ним.
Футуризм
Футуризм — под таким общим названием (от латинского слова future — «будущее») в Италии возникло и быстро развилось особое течение в европейском искусстве 1910-1920-х гг. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм отрицал градационную культуру со всеми ее и художественными ценностями и провозглашал культ машинной цивилизации, больших городов, высоких скоростей, движения, силы, энергии. Художники использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, стремясь выразить множественность впечатлений в современном городе, передать ощущение стремительного движения.
В России футуристами называли себя участники различных группировок, в том числе члены петербургского «Союза молодежи» (В.Е.Татлин, П.Н.Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер), участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай Б» (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С Малевич, К.М. Зданевич, А.В. Шевченко), члены группы «Гилея» (В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлкж). В творчестве русских футуристов («будетлян») были сильны черты примитивизма, интерес к традициям лубка, иконы, восточного искусства.
Супрематизм
В 1913 г. футуристическая опера М. Матюшина «Победа над Солнцем» была самым громким проектом скандального «первого в мире театра футуристов». Декорации К. Малевича, костюмы, деформирующие фигуры актеров, создавали в резких лучах прожекторов потрясающий сценический эффект. В одной из сцен задником служил огромный квадрат, поделенный на два треугольника — черный и белый. Спектакль был нацелен на скандал, и публика легко поддалась на провокацию.
Это и было первое появление супрематизма (от франц. soupreme — «высший») на художественной сцене России.
Собственно «Черный квадрат» и его собратья — архитекторы появились на выставке «0,10» двумя годами позже. Художественная критика восприняла «Черный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. В том же 1915 г. Малевич пишет два манифеста, в которых называет супрематизм «новым живописным реализмом», а предыдущую историю искусства временем «вавилонского столпотворения ».
Ссоры, которые начались еще при жизни Малевича, так по сей день и не закончились. Среди тех, кто принимает в них участие, есть «верующие» в картину и «атеисты». «Верующие» объясняют другим идейный смысл этой картины в силу своего богатого мировоззрения. Практически же «Черный квадрат» не имеет никакого иного значения, кроме своего собственного. Это черный (неровный) квадрат на белом фоне — концептуальный арт-объект нового художественного течения.
Дадаизм
Дадаизм — иррационалистическая тенденция, объединившая в 1916 г. в Цюрихе художников разных национальностей. «Дадо» (само название группы смысла не имеет) — плод травмированного сознания, воспринимающего мир как сплошное безумие и соответствующим образом откликающегося на него. Отрицание смысла жизни вообще и отрицание искусства как эстетической творческой деятельности побудило дадаистов заняться коллажам и фотомонтажом
Само искусство, создание художественных произведений выглядит в глазах дадаистов бессмысленным и ненужным занятием. Их призванный лидер француз М. Дюшан первым выдвигает программу «антиискусства», по которой создание произведений заменяется экспонированием реальных вещей (rcaly made) — колесо велосипеда на подставке, перевернутый общественный писсуар.
Кубизм (франц. cub — «куб»)
Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм. Пабло Пикассо в начале XX в. резко порывает со своим необычным миром цирковых акробатов со всеми его духовными тонкостями («Розовый период») и обращается к простым и очевидным мотивам. И если А. Матисса пленяла русская иконопись, то П. Пикассо увлекает брутальная выразительность африканской скульптуры. Эта «дикая» пластика составила один из источников кубизма, доктрина которого получила быстрое развитие.
В первой своей программной картине — «Авиньонских девицах», также как и в фигурных композициях, пейзажах, натюрмортах 1907-1909 гг., органические природные мотивы подвергаются геометризованной деформации. Рассеченные крупными плоскими гранями, оттененными движением цвета, они образуют жесткий рельеф, а землистый красноватый колорит сообщает ему особую весомость. Лица отдельных персонажей написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов.
И геометризация, в данном случае является сознательным изобразительным приемом: художник в стиле кубизм «лепит» форму своего произведения так же, как африканский мастер подчеркивает в своей скульптуре то, что ему кажется особенно важным. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам, Тяга к резкой, разрушительной деформации стала знаменем нового века.
Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема. Он достигал тем самым сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры своих «кариатид» — экспрессивно удлиненных голов и женских фигур.
Сейчас они воспринимаются, как изысканные образцы формальной стилизации. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, а также в формировании стиля Ар-деко.