Футуризм – течение авангардного искусства начала 20 века в поэзии и живописи Италии и России. Основатели течения – итальянский поэт
Ф.Маринетти, художник Дж.Балла, французский поэт Г.Аполлинер (в 1909 г. опубликован «Манифест футуризма»).

Итальянские живописцы-футуристы У.Боччьони, К.Карра, Дж.Балла и др. стремились отразить в своих картинах «ускорение темпа жизни» и индустриализацию среды как приметы новой, будущей эры, отсюда название течения.

Живопись футуристов характеризует абсолютизация идеи движения, которое передавалось на плоскости по принципу мультипликации – простым совмещением различных фаз. Формы объектов примитивны, плоскостны.

Футуристы создавали «энергетические композиции» с раздробленными фигурами, из пересекающихся плоскостей острых углов, наподобие битого стекла, с мелькающими кругами, спиралями, конусами, воронками. Приемы симультанизма (одновременного изображения предмета с разных сторон) также были формализованы. У. Боччьони и Дж. Балла создавали футуристические скульптуры, близкие экспрессионизму. В архитектуре футуристом считается А. Сант-Элиа.

С 1914 года нашел последователей в России: И. Клюн, К. Малевич, Л. Попова, В. Татлин и др. Движение получило название «кубофутуризм», а с 1915 года начался переход к беспредметному искусству и супрематизму. В начале 20-х годов футуризм как художественное направление исчерпал свои идеи и формальные возможности, уступив место новым авангардным течениям: конструктивизму, супрематизму.