- Ампир – стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве (первая четверть 19 в.), возникший во Франции в период правления Наполеона 1. Характерны строгие монументальные формы (дорический и тосканский ордера), а также парадное великолепие, богатство лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.
- Ансамбль – в архитектуре: взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-либо целое.
- Анималистический жанр – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.
- Анфилада – ряд комнат, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси.
- Балюстрада – ограждение балконов, лестниц и т.п., состоящее из ряда столбиков, соединенных сверху плитой, балкой, перилами.
- Бельведер – башенка, надстройка над домом, круглая или многогранная в плане, для осмотра окружающей местности.
- Бельэтаж – обычно главный, второй по счету, наиболее высокий этаж дворца, особняка.
- Бордюр – узкая полоса, украшенная живописным или рельефным орнаментом, идущая по периметру стен под потолком помещения.
- Боскет – декоративно подстриженные группы густо посаженных деревьев или кустов, образующие зеленые ровные сплошные стенки, один из основных композиционных мотивов регулярных садов и парков до середины 18 в.
- Будуар – небольшая гостиная или смежная со спальней комната, предназначенная для приема самых близких друзей; характерны для интерьеров стиля барокко и особенно рококо.
- Волюта – архитектурный орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали, например на капители ионического ордера. Популярный мотив в архитектуре барокко и классицизма.
- «Галантные празднества» — вид бытового жанра из жизни светского общества; основоположник – французский художник 17 – 18 века Антуан Ватто.
- Грот – широко распространенное в садово-парковой архитектуре европейских стран сооружение в виде павильона, кладка и отделка которого, выполненная из туфа, ракушек и морских камней, воссоздают как бы естественную пещеру.
- Десюдепорт – живописное или скульптурное панно, размещенное над дверным проемом и имеющее с ним общее обрамление; были широко распространены в убранстве парадных интерьеров 17-18 вв.
- Интимный портрет – портрет, открывающий чувства человека, его настроения в данный момент. Появился в эпоху барокко.
- Картуш – декоративная лепная деталь в виде щита, полуразвернутого свитка или орнаментального венка, где помещались герб, эмблема, надписи и т.п.; особенно характерны для стиля барокко.
- Каскад – низвергающийся уступами естественный или искусственный водопад, эффектное сооружение парковой архитектуры.
- Курдонер – парадный, почетный двор перед главным фасадом дворца, замка, окруженный с трех сторон зданиями; получил широкое распространение в Западной Европе 18 – перв. пол. 19 в.
- Ландшафтный парк – в отличие от регулярного парка создан как подражание естественной природе. Возник в Англии на рубеже 17 -18 века.
- Лессировка – прием живописной техники: последовательное нанесение тонких красочных слоев; этот прием в живописи 16 – 19 веков использовался на последнем этапе работы над картиной.
- «Малые голландцы» — многочисленный круг голландских живописцев середины и второй половины 17 в., названных так в связи с тем, что они писали картины небольших размеров в жанрах пейзаж, натюрморт, бытовой.
- Медальон – архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении; обычно занимает середину фигурного картуша. Медальоны были широко распространены в барокко.
- Натюрморт – жанр изобразительного искусства, воспроизводящий предметы обихода, цветы, различные атрибуты искусства и т.п.
- Парадиз – в архитектуре 18 в. роскошные загородные дворцово-парковые ансамбли.
- Партер – в садово-парковом искусстве – открытая часть парка или сада с газонами, цветниками, бассейнами, фонтанами, статуями и т.д., расположенными в определенной системе.
- Пейзажный, английский парк – использование в садово-парковой архитектуре элементов естественного ландшафта, его творческая переработка с включением романтических типов архитектурных сооружений – «руин», мельниц, ферм и т.п.
- Пленэр – в живописи термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе. Наиболее последовательное выражение принципы пленэра нашли в творчестве импрессионистов.
- Стукко – искусственный мрамор из полированного гипса с добавками.
Шпалеры – один из способов посадки подстриженных деревьев и кустов в виде прямых рядов, стенок; характерны для регулярных парков 18 в.