Наука Нового времени была вызвана к жизни новыми идеалами и надеждами, связанными с человеческим разумом и его способностью познавать мир. В науке усматриваются потенции не только к улучшению жизни людей и смягчению их нравов, но и к усовершенствованию человеческого духа.

А вскоре и государственная власть начинает поддерживать творцов науки в целях укрепления своей военной, торговой и промышленной мощи.

Задача новой науки – открывать математические законы природы. Бесконечность Вселенной, вызывавшая энтузиазм человека Возрождения своим неисчерпаемым символизмом, начинает ужасать человека Нового времени, заставляя его чувствовать себя «мыслящим тростником» (Б. Паскаль).

ХVII век – эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Еѐ подготовили великие географические и естественно-научные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко де Гамой морского пути в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца (1533), исследования Галилея, Кеплера, создание Исааком Ньютоном классической механики.

Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, о замкнутом, ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку. В эту эпоху машина начинает цениться сама по себе, в силу замысловатости механизма, который впервые рассматривается как диковина, достойная удивления.

Эти машины называют «искусными» или «изощренными», а в барочном восприятии изумляющая искусность и изощренная изобретательность становятся критериями красоты.

Нормативная система: государственное устройство, политика, экономика. Этические и моральные нормы и ценности.

ХVII в. – век расцвета абсолютизма – неограниченной монархии, период развития национальных государств в Европе, эпоха больших экономических сдвигов и политических столкновений.

В этот период на арену истории выдвигается новый класс – буржуазия, формировавшаяся в недрах феодального общества. Буржуазия вступает в борьбу с абсолютизмом и в некоторых странах (Англии, Голландии) выходит победителем в ряде революционных столкновений.

Однако в странах, где буржуазия была еще слаба, а устои феодализма сильны, абсолютизм развивается на протяжении всего столетия. Странами классического абсолютизма были Франция и Испания. И если Испания в ХVII в. вступает в период глубокого экономического и политического кризиса, Франция со второй четверти столетия в результате удачных войн и ряда внутренних реформ приобретает большое значение на международной арене.

К середине ХVII в. в большинстве стран Европы абсолютизм достигает своего наивысшего расцвета и приобретает деспотический характер. Неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику ХIV, который, определяя характер своего господства, мог сказать: «Государство – это я».

Франция ХVII века была культурным центром Европы, культурным центром Франции был Париж, а центром Парижа – королевский двор. Политика меркантилизма, введенная министром Кольбером, ограничивающая ввоз чужеземных товаров, послужила исходным моментом для расцвета ремесел и создания различных мануфактур.

В первую очередь Франция производит предметы обстановки и роскоши: уже в 1667 г. была основана Кольбером «Королевская мебельная мануфактура», а также мануфактура, изготовлявшая гобелены. Франция, достигшая небывалого экономического подъема, приобрела большое политическое влияние на другие страны Европы.

Так, французский язык становится международным языком. Франция распространила свое влияние и на европейские моды, экспортируя не только модные фасоны, но и предметы художественного ремесла, «обслуживающие» эту моду. Франция вывозила кружева, шелковые чулки (которые в то время изготовляли уже механически), бижутерию, перчатки.

Поскольку модных журналов еще не было, Франция рекламировала свои моды весьма наглядным способом: со второй половины века она ежемесячно посылала в ряд европейских стран (Англия, Германия, Италия, Россия) по две восковые куклы, одетые по последней моде – «большую Пандору», рекламирующую придворные платья, и «маленькую Пандору», рекламирующую «неглиже».

Даже во время войны не приостанавливалась пересылка кукол через границу. Но в том же ХVII в. в 1672 г. был основан первый модный журнал «Mercure galante», помогавший французским модам покорять Европу; а также появились отдельные гравюры, посвященные модам.

Жизнь королевского двора складывалась из бесконечных празднеств и представляла собой как бы бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.

Вся жизнь при дворе была регламентирована и подчинена строгому этикету. Примером этому служила жизнь самого короля; утренний туалет, завтрак, обед, ужин – все это представляло собой сложные церемонии. Этот церемониал превращал ничтожные действия в акт первостепенной государственной важности.

Существовали правила поведения дворян на все случаи жизни, согласно их положению. Эти правила включали и манеру реверансов, костюм, жесты, обороты речи и т.п. Вся эта четкость и отработанность бытия имела чрезвычайно жесткую систему и внешне была обставлена с необыкновенной, поистине «барочной» парадностью, торжественной церемониальностью и пышностью.

В это время даже сочиняются специальные книги по церемониальной науке. Признаком достоинства становится длинный парик, признаком образованности – длинные, красивые, витиеватые фразы. Все чувства переводятся на язык внешности, скрывающей пустоту внутреннего содержания.